Все документы

Об утверждении и введении в действие "Наставления по организации международных перевозок в гражданской авиации СССР" (НОМП ГА-83)

Приказ МГА СССР от 31.12.1982 N 222

13.10. Доставка бортового питания, съемного буфетно-кухонного оборудования и бортовой посуды на воздушное судно и сдача их бортпроводнику производится согласно действующим технологиям и соглашениям. Буфетно-кухонное оборудование и бортовая посуда, контейнеры и т.п. размещаются на воздушном судне в соответствии с технологической картой рейса.

13.11. Каждый международный рейс обеспечивается рекламно-информационной литературой и сувенирными изделиями для вручения пассажирам первого класса. Комплектация производится на основании утвержденного перечня печатных изданий свежих газет, проспектов, маршрутных карт, иммиграционных карточек и таможенных деклараций и т.п. по каждому конкретному рейсу с учетом продолжительности полета, маршрута, контингента пассажиров и типа воздушного судна. Доставка на борт и снятие с борта, учет расходования осуществляется на основании действующих технологий.

13.12. Прием и сдачу коммерческой загрузки в соответствии с требованиями руководящих документов осуществляют сотрудники служб организации перевозок, бортпроводники и представители Аэрофлота за границей.

13.13. Материальную ответственность за сохранность коммерческой загрузки несут сотрудники служб организации перевозок и представители Аэрофлота за границей до момента передачи ее бортпроводнику в аэропорту отправления, а бортпроводники - с момента загрузки в воздушное судно до ее сдачи сотрудникам служб организации перевозок и представителям Аэрофлота за границей в аэропортах назначения. Передача коммерческой загрузки производится только после росписи ответственного лица в соответствующих документах.

13.14. Запрещается погрузка и разгрузка коммерческой загрузки в отсутствие бортпроводника или ответственного члена экипажа.

13.15. Обеспечение рейса товарами магазина "Березка" и продажа их на борту является одним из видов обслуживания пассажиров.

13.16. Подготовка товаров для продажи, их качество и упаковка с обеспечением условий воздушной перевозки и хранения на борту воздушного судна производится по согласованным заявкам предприятий ГА с торгующими организациями. Торгующие организации обеспечивают бортпроводников пломбирами, пломбами и отвечают за своевременную доставку контейнеров с товарами на борт воздушного судна и наличие согласованного ассортимента товаров.

13.17. Вывоз за границу и ввоз в СССР товаров и разменной иностранной валюты, включая выручку от продажи, оформляются соответствующими документами и подлежат обязательному таможенному контролю.

13.18. Порядок осуществления торговли на борту, меры обеспечения сохранности товаров и валютных ценностей на борту воздушного судна, в аэропортах на территории СССР и за границей, мероприятия по обеспечению таможенных формальностей на территории СССР и за границей определяются соответствующими нормативными документами и требованиями государственных органов СССР и соответствующих стран.

13.19. При торговле товарами магазина "Березка" запрещается:

- прием товаров от торговых организаций без прейскуранта;

- передача товаров и валютных ценностей от одного бортпроводника другому при сменах экипажей;

- осуществлять торговлю на борту воздушного судна на внутренних участках (в пределах территории СССР) международных воздушных линий и на стоянке в аэропорту за границей;

- хранение товаров на борту в отсутствие ответственных за их сохранность лиц.

13.20. В случаях отсутствия возможностей хранения контейнеров с товарами "Березка" в заграничных аэропортах базирования эстафетных экипажей Аэрофлота на воздушных линиях большой протяженности разрешается передача контейнеров эстафетному экипажу в соответствии со специальной инструкцией.

13.21. Наземная предполетная подготовка бригады бортпроводников заключается в проведении каждым членом бригады определенных технологических операций до момента явки на борт воздушного судна и доклада бригадира командиру воздушного судна о явке бригады. В этот период уточняется количество и состав пассажиров, включая наличие пассажиров первого класса и VIP. Уточняется обратная загрузка, особенно по пассажирам первого класса.

13.22. Предполетная подготовка бортпроводников на борту воздушного судна.

Во время подготовки бортпроводники обязаны:

13.22.1. Провести осмотр багажных и пассажирских помещений в целях определения их санитарного состояния и обнаружения посторонних предметов и забытых вещей.

13.22.2. Проверить наличие и состояние пассажирского и бытового оборудования: обшивки салонов, штор, занавесок, обивки кресел, ковров, детских люлек, состояние буфетов-кухонь и туалетных комнат.

13.22.3. Провести выборочную проверку исправности привязных ремней, работы регуляторов откидывания спинок кресел, индивидуальных столиков, вентиляции, СГУ и СПУ, сигнализации вызова бортпроводника и чистоты пепельниц.

13.22.4. Проверить исправность всех видов освещения (только при подключенном наземном питании).

13.22.5. Проверить наличие воды и химжидкости в туалетах, кислородных приборов и пожарного оборудования.

13.22.6. Проконтролировать загрузку и размещение авиационных спасательных жилетов.

13.22.7. Доложить бортинженеру о результатах проверки и осмотра самолета.

13.22.8. Принять бытовой съемный инвентарь и средства обслуживания пассажиров в полете, бытовое мягкое имущество и расходную бортовую аптечку.

13.22.9. Проконтролировать доставку на борт рекламно-информационного материала и контейнеров с товарами магазина "Березка". Сувениры должны быть получены с учетом наличия пассажиров первого класса при полете туда и обратно.

13.22.10. Принять бортовое питание, буфетно-кухонный инвентарь и бортовую посуду; руководить и контролировать его размещение в буфете-кухне. Проконтролировать наличие питания и фарфоровой посуды для обслуживания пассажиров первого класса, а также наличие достаточного количества винно-водочных изделий на полет туда и обратно.

13.22.11. Провести экипировку пассажирских салонов и туалетных комнат.

13.22.12. Принять коммерческую загрузку, обращая внимание на исправность упаковки и маркировку в целях предотвращения отправки не по назначению багажа и груза.

13.22.13. Проверить установку трапа или телетрапа и включить музыку.

13.22.14. Доложить командиру воздушного судна о готовности воздушного судна к приему пассажиров и получить указание о порядке применения спецсигнализации.

13.23. Организация обслуживания пассажиров на борту.

13.23.1. Выполнение технологии обслуживания пассажиров на борту для бортпроводника начинается с момента прихода пассажиров на воздушное судно и заканчивается после посадки воздушного судна и выхода последнего пассажира. На протяжении всего этого времени бортпроводник должен находиться с пассажирами, не оставляя их без внимания и наблюдения.

13.23.2. При встрече и размещении пассажиров бортпроводники обязаны:

- встретить пассажиров на трапе (телетрапе) или у входных дверей (зимой, в непогоду);

- оказывать помощь пассажирам при переходе с трапа в самолет, особенно престарелым, пассажирам с детьми, инвалидам;

- приветствовать пассажиров и направлять их к своим местам, оказывать помощь в размещении верхней одежды, ручной клади, особенно пассажирам первого класса и VIP;

- информировать пассажиров о расположении мест в салонах, гардеробов, назначении багажных полок;

- проверить наличие пассажиров и полученный результат сверить с сопроводительной ведомостью;

- по окончании посадки пассажиров бортпроводник-бригадир докладывает командиру воздушного судна о готовности к вылету.

13.23.3. Запрещается размещать на багажных полках и в пассажирских салонах вещи, способные нанести повреждение пассажирам или оборудованию воздушного судна, загромождающие проходы, аварийные и служебные двери, вестибюли и подходы к аварийным люкам.

13.23.4. Бортпроводник, отвечающий за питание, уточняет соответствие рационов питания количеству доставленных на борт пассажиров, в том числе пассажиров первого класса.

13.23.5. При обслуживании пассажиров до взлета необходимо:

- предложить газеты и журналы, начиная с салона первого класса и пассажиров VIP;

- предложить пассажирам первого класса - аперитив, экономического - прохладительные напитки;

- осуществлять индивидуальное обслуживание пассажиров по вызовам и при необходимости оказывать медицинскую помощь;

- бортпроводник-бригадир зачитывает текст приветственной информации и об аварийно-спасательном оборудовании воздушного судна (при полете над водным пространством более 30 мин. демонстрируют спасательные жилеты);

- проверить правильность закрепления пассажиров привязными ремнями на своих креслах;

- осуществлять визуальный контроль за состоянием пассажиров во время взлета.

13.23.6. При обслуживании пассажиров в горизонтальном полете через 10 мин. после взлета бортпроводник осуществляет подготовку к обслуживанию пассажиров согласно утвержденной технологии и порейсовой технологической карте. На борту воздушного судна в полете применяются следующие виды обслуживания пассажиров:

- индивидуальное;

- информирование пассажиров (информационная работа с пассажирами);

- медицинское;

- музыкальное;

- предоставление питания;

- торговое обслуживание и ряд услуг (заполнение иммиграционных карточек и таможенных деклараций).

13.23.7. Индивидуальное обслуживание должно проводиться в течение всего времени пребывания пассажиров на борту воздушного судна и включает в себя:

- создание гостеприимной и доброжелательной обстановки в салоне воздушного судна;

- предоставление услуг и создание удобств и комфорта пассажирам.

13.23.8. Информационная работа с пассажирами проводится по СГУ, в виде информационных листков и трафаретов, световых табло, маршрутных карт и индивидуально. По СГУ дается информация о воздушном судне, маршруте, времени полета с описанием пролетаемых пунктов и городов, времени их пролета, аварийно-спасательном оборудовании, о видах предлагаемого обслуживания. Индивидуальная работа включает в себя ознакомление с маршрутной картой и ответы на вопросы пассажиров.

13.23.9. Медицинское обслуживание предоставляется в случае необходимости в течение всего полета и предназначено для оказания первой доврачебной помощи.

13.23.10. Трансляция музыкальных программ в пассажирских салонах осуществляется в период посадки (выхода) пассажиров, в момент обслуживания питанием и при горизонтальном полете в дневное время, когда пассажиры бодрствуют. Бортпроводники должны постоянно контролировать громкость звучания музыки, следить за реакцией пассажиров и незамедлительно реагировать на их замечания по поводу содержания музыкальных программ и соответствия их настроению и составу.

13.23.11. Обслуживание пассажиров питанием осуществляется бесплатно в соответствии с технологией обслуживания на международных воздушных линиях.

13.23.12. Бортпроводники принимают пищу поочередно после окончания обслуживания питанием пассажиров и экипажа.

13.23.13. Торговое обслуживание производится под контролем бригадира бригады бортпроводников. Торговля продуктами питания и винно-водочными изделиями осуществляется во время предоставления питания пассажирам. Основная торговля осуществляется после обслуживания питанием. Торговля производится с тележки, которую оформляет бортпроводник. Осуществляя торговлю, бортпроводник обязан начать ее с пассажиров первого класса. Он должен иметь прейскурант цен, блокнот, ручку (карандаш) для подсчета суммы, курс валют, разменные деньги. Цены наиболее пользующихся спросом товаров бортпроводник должен знать наизусть.

13.23.14. В течение всего полета бортпроводники должны уделять внимание пассажирам, не оставляя пассажирские салоны более чем на 10 мин. Особую заботу следует проявлять о пассажирах с детьми, престарелых, больных и инвалидах.

13.23.15. По окончании обслуживания пассажиров бортпроводники предлагают пассажирам иммиграционные карточки и таможенные декларации, оказывают помощь и контролируют правильность их заполнения.

13.23.16. При обслуживании пассажиров перед посадкой воздушного судна необходимо:

- закончить все обслуживание пассажиров;

- запломбировать контейнеры с товарами для торговли;

- после включения светового табло информировать пассажиров по СГУ о снижении воздушного судна по утвержденным текстам;

- проконтролировать, все ли пассажиры пристегнуты ремнями;

- доложить командиру воздушного судна о готовности пассажиров к посадке;

- пристегнуться привязными ремнями и наблюдать за поведением пассажиров.

13.23.17. При обслуживании пассажиров после посадки воздушного судна необходимо:

- зачитать по СГУ текст информации;

- занять свое место у дверей;

- контролировать закрепление трапа или телетрапа;

- оказывать пассажирам помощь при выходе на трап (телетрап) и попрощаться с ними.

13.24. В пунктах промежуточной посадки для обеспечения дальнейшего обслуживания пассажиров необходимо:

- знать о наличии и количестве пассажиров, следующих до пункта посадки, включая пассажиров первого класса, VIP, делегаций и немедленно информировать об этом представителя Аэрофлота;

- контролировать уборку салонов и туалетных комнат, наблюдая за сохранностью личных вещей пассажиров и не допуская в воздушное судно посторонних лиц;

- производить доэкипировку салонов и туалетных комнат;

- проконтролировать наличие химжидкости и воды в туалетных комнатах и доложить бортинженеру;

- получить питание на пассажиров и экипаж согласно распорядку питания;

- получить информацию о количественном составе пассажиров и особенностях их обслуживания от представителя Аэрофлота;

- сдать и принять коммерческую загрузку от представителя Аэрофлота;

- производить посадку пассажиров поочередно: сначала транзитных пассажиров, а затем - вновь прибывших;

- доложить командиру воздушного судна о готовности к рейсу.

13.25. По прилету в конечный пункт маршрута или базовый аэропорт осмотреть все помещения воздушного судна в целях обнаружения забытых пассажирами вещей. Забытые вещи передать представителю Аэрофлота за границей или сотруднику службы перевозок базового аэропорта.

13.26. При обслуживании пассажиров бортпроводники обязаны:

- постоянно контролировать выполнение пассажирами правил поведения на борту воздушного судна;

- следить за исправностью внутрисамолетной сигнализации и световых табло;

- следить за чистотой в салонах, буфете-кухне, вестибюлях и туалетных комнатах, своевременно менять полотенца, мыло, протирать зеркала и т.п.;

- своевременно реагировать на вызов пассажиров и немедленно - на вызов экипажа;

- создавать атмосферу спокойствия и уверенности. Постоянно следить за температурным режимом в салонах, температура воздуха не должна быть более +25 °С и менее +18 °С;

- не допускать входа в кабину экипажа посторонних лиц и одновременно нахождения в вестибюле более трех человек;

- не допускать попытки открытия (без необходимости) пассажирских входных, служебных дверей и аварийных люков во время полета и стоянки воздушного судна в аэропортах посадки;

- проводить мероприятия по обеспечению безопасности пассажиров в полете, четко и грамотно действовать в аварийной обстановке, особенно при необходимости эвакуации из воздушного судна;

- при возникновении любого конфликта с пассажирами необходимо доложить об этом командиру воздушного судна;

- четко и своевременно информировать представителей Аэрофлота за границей о наличии пассажиров до пункта посадки, транзитных пассажиров, включая пассажиров первого класса, VIP и делегаций, а также месте расположения загрузки.

13.27. Особенности подготовки и выполнения подконтрольного и литерного рейса.

13.27.1. Перед выполнением рейса проводится предварительная подготовка в службе инструктором или начальником службы бортпроводников.

13.27.2. В процессе предварительной подготовки проверяются документы и теоретические знания, особенности технологии обслуживания и обеспечения этих рейсов, внешний вид и состояние форменной одежды бортпроводников, знание инструкции по аварийному покиданию воздушного судна при посадке на сушу и на воду и т.д.

13.27.3. Бортпроводник-инструктор составляет заявку в бытовой цех на подготовку мягкого имущества и средств обслуживания пассажиров в полете. Бортпроводник лично контролирует подбор мягкого имущества согласно заявке.

13.27.4. В процессе предполетной подготовки в день вылета бортпроводник обязан лично проверить правильность сервировки подносов и качество посуды и инвентаря.

13.27.5. Багаж пассажиров литерных рейсов загружается в салон воздушного судна или багажно-грузовой отсек и выгружается в первую очередь.

13.27.6. Пассажиры литерных рейсов размещаются, как правило, в отдельном салоне и их посадка должна производиться после посадки всех пассажиров. Они первыми выходят из воздушного судна. Если предстоит специальная встреча, то после выхода главного пассажира остальные задерживаются на некоторое время.

13.27.7. Уделять ненавязчивое, но максимальное внимание пассажирам в течение всего полета.

13.28. Действия бортпроводников по обеспечению безопасности пассажиров в аварийной обстановке.

13.28.1. Аварийной обстановкой называется непредвиденное стечение обстоятельств, требующих незамедлительных действий для сохранения жизни находящихся на борту людей. Успех спасания пассажиров в первую очередь зависит от степени подготовки членов экипажа, включая бортпроводников, по аварийному расписанию. Аварийное расписание - это обязанности и порядок действий членов экипажа в случае аварийной обстановки.

13.28.2. Спасание людей при вынужденной посадке зависит от следующих основных факторов:

- эффективной защиты от ударов при посадке;

- своевременной эвакуации из воздушного судна после посадки;

- выживания в случае посадки на сушу в безлюдной местности или на воду до получения внешней помощи.

13.28.3. Бортпроводники под руководством командира воздушного судна, а в случае потери им работоспособности под руководством лица, его заменившего, обязаны:

- тщательно подготовить пассажиров к быстрой эвакуации из воздушного судна и пресекать панику среди пассажиров;

- обеспечить защиту находящихся на борту людей от ударов в момент посадки;

- организовать немедленную эвакуацию пассажиров после посадки воздушного судна;

- оказать необходимую медицинскую помощь пассажирам после эвакуации;

- принять все меры по сообщению о случившемся и о местонахождении спасенных;

- до прихода внешней помощи обеспечить строгий контроль за пассажирами во избежание паники.

Глава 14. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА АЭРОФЛОТА ЗА ГРАНИЦЕЙ

14.1. Общие положения

14.1.1. Представительство Аэрофлота за границей учреждается Министерством гражданской авиации СССР на основании межправительственного соглашения о воздушном сообщении между правительством СССР и правительством страны пребывания или другой договоренности на том же уровне.

14.1.2. Представительство Аэрофлота за границей является одним из структурных подразделений Центрального управления международных воздушных сообщений Аэрофлота и осуществляет организацию и обеспечение полетов воздушных судов и организацию перевозок пассажиров, грузов и почты.

14.1.3. Организация работы представительства Аэрофлота - это комплекс мероприятий по эффективной эксплуатации международных воздушных линий, включающий:

- обеспечение безопасности и регулярности полетов;

- обеспечение международных полетов;

- техническое обслуживание воздушных судов;

- организацию обслуживания перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты;

- коммерческую и финансовую деятельность;

- организационно-хозяйственную деятельность.

14.1.4. По структуре представительства Аэрофлота подразделяются на:

- региональные, возглавляемые региональными представителями и объединяющие несколько представительств в группе стран;

- генеральные представительства, возглавляемые генеральными представителями, действующие в одной стране и объединяющие представительства Аэрофлота, расположенные в разных городах страны пребывания;

- представительства, возглавляемые представителями и действующие в составе регионального и генерального представительства или имеющие самостоятельное значение в стране пребывания.

14.1.5. В данном Наставлении термины "представительство" и "представитель" применяются для всех видов представительств Аэрофлота за границей и их руководителей, если иное не оговорено специально.

14.1.6. Представитель Аэрофлота подчиняется непосредственно генеральному директору ЦУМВС, а в оперативном отношении - послу СССР в стране пребывания. Представитель информирует посла СССР о деятельности представительства, консультируется с ним по принципиальным вопросам. Работники представительства осуществляют свою деятельность под непосредственным руководством представителя и в соответствии с установленным им распределением обязанностей.

14.1.7. В своей деятельности представительство Аэрофлота за границей руководствуется международными многосторонними договорами с участием СССР, соглашением о воздушном сообщении между СССР и страной пребывания, Воздушным Союза ССР, соглашениями Аэрофлота с авиапредприятиями, агентами и организациями страны пребывания, НПП ГА, настоящим Наставлением, приказами, наставлениями, инструкциями и указаниями Министерства гражданской авиации СССР и ЦУМВС Аэрофлота, а также законами и правилами страны пребывания.

14.1.8. Выполнение задач, возложенных на представительство Аэрофлота, обеспечивается:

- постоянной целенаправленной организаторской, методической и политико-воспитательной работой в представительстве;

- строгим соблюдением норм коммунистической морали;

- высокой профессиональной подготовкой работников представительства и постоянным совершенствованием их знаний по специальности;

- воспитанием деловых качеств работников представительства и их личной ответственности за обеспечение порученной работы, а также высоких морально-политических и волевых качеств, бдительности, инициативы при исполнении ими служебных обязанностей;

- организацией широких деловых контактов в стране пребывания с ведомством гражданской авиации, национальными и иностранными авиапредприятиями, организациями и учреждениями, изучением пассажирских и грузовых потоков и конъюнктуры рынка перевозок.

Работники представительства Аэрофлота обязаны личным примером пропагандировать советский образ жизни, постоянно проявлять высокую политическую бдительность.

14.2. Обеспечение международных полетов

14.2.1. Международные полеты воздушных судов Аэрофлота выполняются на основании правительственных соглашений о воздушном сообщении между СССР и другими государствами или по специальным разрешениям, выдаваемым компетентными органами.

14.2.2. Представительство проводит работу и принимает меры:

- по обеспечению безопасности полетов воздушных судов Аэрофлота и их обслуживанию;

- по своевременному получению экипажами информации о метеоусловиях, состоянии основных и запасных аэропортов для прилета и вылета воздушных судов Аэрофлота и обеспечению экипажей всеми необходимыми данными для принятия решения на вылет и прилет;

- по своевременной передаче и полноте сведений о прилете, вылете, задержке или отмене рейсов, изменении маршрута в строгом соответствии с требованиями табеля сообщений о движении воздушных судов.

14.2.3. В случаях вынужденных посадок и происшествий с воздушными судами Аэрофлота на территории страны пребывания представительство немедленно информирует об этом МГА и ЦУМВС и действует в соответствии с установленными правилами до прибытия официальных представителей МГА и ЦУМВС.

14.2.4. Представительство обеспечивает экипажи суточными по установленным нормам, организует отдых экипажей, контролирует предполетную подготовку и готовность их к вылету.

14.2.5. Представитель Аэрофлота за границей имеет право:

- ставить перед руководством МГА и ЦУМВС и экипажем вопрос об отмене или задержке вылетов и запрещении посадок воздушных судов Аэрофлота, если такие действия необходимы для обеспечения безопасности полетов;

- отстранять от полетов экипажи или отдельных его членов воздушных судов Аэрофлота, если они не могут обеспечить безопасность полетов, немедленно сообщив о принятом решении в ЦУМВС.

14.3. Коммерческая и финансовая деятельность представительства

14.3.1. Основной задачей коммерческой и финансовой деятельности представительства Аэрофлота за границей является достижение высокой экономической эффективности эксплуатации договорных авиалиний, что обеспечивается мероприятиями, направленными на увеличение валютных доходов, максимальное использование коммерческой грузоподъемности воздушных судов и повышение производительности полетов, а также мероприятиями, направленными на экономию и сокращение валютных расходов.

14.3.2. Коммерческая и финансовая деятельность представительства Аэрофлота за границей включает:

- наблюдение за выполнением ведомством гражданской авиации, национальными авиапредприятиями и организациями страны пребывания соглашений по вопросам эксплуатации договорных авиалиний и принятие мер к надлежащему исполнению таковых соглашений;

- контроль за работой генерального агента и агентов Аэрофлота по продаже перевозок, по обеспечению коммерческой загрузки воздушных судов Аэрофлота;

- контроль за полнотой коммерческого обслуживания рейсов Аэрофлота в стране пребывания;

- подготовку предложений по изменению расписания движения воздушных судов Аэрофлота;

- согласование проектов расписания движения воздушных судов Аэрофлота с иностранными авиапредприятиями и ведомствами ГА в установленном порядке;

- подготовку предложений по целесообразности выполнения дополнительных рейсов;

- подготовку и заключение контрактов на чартерные перевозки;

- контроль за правильностью расходования перевозочных документов (билетов, грузовых накладных, МСО), переданных агентам Аэрофлота по продаже, и своевременным перечислением причитающихся Аэрофлоту сумм;

- организацию продажи билетов и бронирование мест на рейсы Аэрофлота, где такое право предоставлено;

- организацию и проведение широкой и целенаправленной рекламно-информационной работы;

- комплексное изучение рынка перевозок, расширение сети агентов и выработку предложений по открытию новых линий, изменению расписания, тарифам и методам обслуживания перевозок;

- организацию широких контактов и тесного взаимодействия с советскими учреждениями, туристическими и грузовыми агентами в стране пребывания по вопросам привлечения пассажиров, грузов и почты на рейсы Аэрофлота.

14.3.3. Финансирование представительства Аэрофлота осуществляется в пределах установленной ЦУМВС сметы расходов.

14.3.4. Производственная деятельность представительства Аэрофлота определяется условиями работы договорных линий и планируется ЦУМВС по установленным показателям.

14.3.5. Представительство обязано направлять в ЦУМВС в установленные сроки отчетность по производственной деятельности.

14.4. Организация обслуживания перевозок

Деятельность представительства по организации обслуживания перевозок включает:

- контроль полноты и качества услуг, предоставляемых пассажирам обслуживающей стороной в соответствии с соглашением;

- контроль за своевременной отправкой в пункты назначения трансферных пассажиров, грузов и почты, прибывших рейсами Аэрофлота;

- организацию контроля за полнотой и качеством обслуживания пассажиров перед вылетом, после прилета, транзитных и трансферных пассажиров в соответствии с принятой в стране пребывания технологией;

- организацию обслуживания пассажиров VIP с направлением информации о фактическом движении пассажиров по всему маршруту следования в соответствующие службы перевозчиков и представительства;

- обеспечение своевременной передачи информации о загрузке рейсов и трансферных пассажирах;

- организацию своевременного обеспечения питания на рейсы Аэрофлота и контроль качества его приготовления;

- организацию качественного и своевременного проведения розыска не доставленного самолетами Аэрофлота багажа, почты и грузов;

- своевременное и качественное рассмотрение претензий на месте на сумму до 300 руб.

14.5. Организационно-хозяйственная деятельность представительства Аэрофлота

14.5.1. Основной задачей организационно-хозяйственной деятельности представительства Аэрофлота за границей является выполнение поставленных перед представительством производственных задач.

14.5.2. В соответствии с соглашением и законами страны пребывания ЦУМВС обеспечивает представительство Аэрофлота за границей самолетными запчастями и агрегатами, обменным фондом бортовой посуды, автотранспортом, служебным и бортовым оборудованием, рекламно-сувенирной продукцией и другими материальными ценностями, необходимыми для нормальной эксплуатации договорных авиалиний и деятельности представительства.

14.5.3. Представительство Аэрофлота имеет в своем распоряжении арендованные или являющиеся собственностью Аэрофлота, или используемые по соглашениям с местными авиапредприятиями на условиях взаимности служебные помещения в городе и в аэропорту, склады, гаражи, жилые помещения и т.п.

14.5.4. Представительство организует строгий учет, надлежащее хранение и использование имеющихся материальных ценностей и представляет в ЦУМВС в установленные сроки соответствующую отчетность. Работники представительства обязаны бережно относиться к помещениям, автотранспорту, служебному и бытовому оборудованию и содержать их в хорошем состоянии.

14.5.5. Планирование хозяйственной деятельности представительства (профилактический ремонт автотранспорта, зданий и помещений, инвентаризация, установка оборудования, заключение договоров на аренду и пр.) осуществляется представителем в пределах утвержденной сметы.

14.5.6. Режим работы представительства устанавливается в соответствии с общим режимом работы советских учреждений в стране пребывания с учетом местных условий и расписания движения воздушных судов Аэрофлота.

Глава 15. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ

15.1. Полетная документация

15.1.1. При выполнении международных рейсов для прохождения формальностей по прилету и вылету рейса применяется следующая документация:

- генеральная декларация;

- пассажирская ведомость (манифест);

- грузовая ведомость (манифест);

- сводная загрузочная ведомость (не приводится);

- телеграмма о загрузке рейса.

Требования, предъявляемые к указанным документам, и порядок их оформления определены соответствующими нормативными документами. Количество экземпляров упомянутых выше документов зависит от требований государственных органов пунктов отправления, транзита, трансфера и назначения.

15.1.2. Генеральная декларация.

В аэропорту отправления готовится соответствующее количество генеральных деклараций для представления заинтересованным государственным органам пункта следования экипажа. При заполнении соответствующих граф должны быть учтены требования государственных органов. При вылете из аэропортов за границей заполнение генеральной декларации может производиться на бланке генерального агента (обслуживающей авиакомпании).

15.1.3. Пассажирская ведомость.

В аэропорту отправления готовится необходимое количество пассажирских манифестов для представления по прилету соответствующим государственным органам пунктов назначения пассажиров.

Пассажирские манифесты заполняются для каждого пункта отдельно. По требованию местных властей возможно представление пассажирского манифеста по транзитным пассажирам в пунктах транзита.

Пассажирский манифест по взаимной договоренности может не выдаваться на борт воздушного судна, а направляться в пункты назначения пассажиров по телетайпу. При применении автоматизированных систем управления отправками пассажирский манифест направляется автоматически в пункты назначения в соответствии с заложенной в систему программой, согласованной с заинтересованными представительствами Аэрофлота.

При вылете из аэропортов за границей возможно использование бланков пассажирского манифеста генерального агента (обслуживающей авиакомпании).

15.1.4. Грузовая ведомость.

В аэропорту отправления готовится необходимое количество грузовых манифестов для представления после прилета заинтересованным государственным органам. Грузовые манифесты заполняются отдельно для каждого пункта назначения или трансфера по маршруту следования рейса.

В случае отсутствия груза до конкретного пункта по требованию местных властей может заполняться "нулевой" манифест. По требованию местных властей возможно представление грузовых манифестов по транзитным грузам в пунктах транзита.

В грузовых манифестах указывается количество мест и масса груза и почты, а по грузам - также и номер грузовой накладной и наименование груза.

15.1.5. Сводная загрузочная ведомость (LOADSHEET).

Сводная загрузочная ведомость является основным полетным документом и служит для подсчета коммерческой загрузки и составления телеграммы о загрузке рейса.

Сводная загрузочная ведомость содержит следующую информацию:

- общая коммерческая загрузка, включая общую массу пассажиров, багажа, грузов и почты;

- разбивка коммерческой загрузки, включая количество пассажиров на борту воздушного судна по пунктам назначения и классам обслуживания, масса и количество багажа, груза и почты по пунктам назначения с указанием багажно-грузовых отсеков, куда они загружены;

- данные о специальном грузе и т.п.

Порядок заполнения граф, количество экземпляров сводной загрузочной ведомости и их распределение определены соответствующими нормативными документами. При автоматизированном методе выпуска сводной загрузочной ведомости возможен и автоматизированный расчет центровок воздушного судна.

15.1.6. Телеграмма о загрузке рейса (Load Message - LDM).

Телеграмма о загрузке рейса представляет собой сообщение, посылаемое по телетайпу, с данными о загрузке воздушного судна по всему маршруту рейса.

Телеграмма о загрузке отправляется немедленно после вылета рейса. Ее содержание основано на данных сводной загрузочной ведомости. При ручном методе заполнения сводной загрузочной ведомости данные для телеграммы о загрузке рейса берутся из затемненных граф сводной загрузочной ведомости. При автоматизированном методе составления и выпуска сводной загрузочной ведомости телеграмма отправляется автоматически согласно заложенной в систему программе.

15.2. Перевозочная документация при перевозках пассажиров и багажа

15.2.1. Пассажирский билет и багажная квитанция.

Пассажирский билет и багажная квитанция, выдаваемые пассажиру при оформлении международной перевозки, являются одновременно договором перевозки и расчетным документом.

В соответствии с договором перевозки билет удостоверяет заключение между пассажиром и перевозчиком договора международной перевозки. По этому договору перевозчик обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения, предоставив пассажиру место согласно купленному билету, а пассажир - уплатить за перевозку по установленному тарифу, а при сдаче багажа сверх нормы бесплатного провоза - и за провоз такого багажа.

Договор перевозки устанавливает права и обязанности как перевозчика, так и пассажира, определяет условия, на которых перевозка может быть осуществлена, а также предел ответственности перевозчика.

Как расчетный документ билет дает основание для осуществления расчетов между перевозчиком, выдавшим билет, и перевозчиком, непосредственно осуществляющим перевозку.

Правила заполнения билета определены соответствующими нормативными документами и инструкциями.

Основной и дополнительные бланки билетов являются составными частями одного и того же договора перевозки, т.е. представляют единый перевозочный документ, поэтому дополнительные бланки должны предъявляться и приниматься с основным бланком билета и иметь последовательные номера.

Применение групповых билетов при перевозках пассажиров регламентируется соответствующими правилами и предписаниями.

15.2.2. Квитанция платного багажа.

Квитанция платного багажа выдается пассажиру при приеме от него к перевозке багажа сверх нормы бесплатного провоза с оплатой соответствующих сборов согласно правилам применения тарифов. Квитанция платного багажа выдается, кроме того, в случае объявления ценности багажа и взимания в связи с этим соответствующих сборов, а также при перевозке крупногабаритного багажа, животных и птиц, спортивных принадлежностей и т.д., которые не входят в норму бесплатного провоза багажа. Правила заполнения квитанции платного багажа определены соответствующими нормативными документами и инструкциями.

15.2.3. Ордер разных сборов (MCO).

Ордер разных сборов - документ, который подтверждает оплату за различные виды услуг. Он может быть выписан для оплаты расходов по воздушной или наземной перевозке, для оплаты перевозки багажа сверх нормы бесплатного провоза, наземного обслуживания при инклюзивтурах, при взимании дополнительной оплаты при изменении тарифов, изменении класса обслуживания, в случае возврата сумм при перерасчетах, для оплаты за пользование гостиницей и другими услугами.

Ордер разных сборов выписывается только на определенный вид услуг, указанных в нем, и принимается только тем авиапредприятием, на которое он выписан или передан при помощи передаточной надписи на нем.

Правила заполнения ордера разных сборов определены соответствующими документами и инструкциями.

15.2.4. Багажные бирки.

Применяются два вида багажных бирок: кодовые и бескодовые. Кодовые бирки применяются для оформления багажа на прямых рейсах до определенного пункта назначения, который указывается на бирке полностью и кодовым сокращением. Кодовым биркам отдается преимущество по сравнению с бескодовыми. Бескодовые багажные бирки (на одного, двух, трех и четырех перевозчиков) применяются в основном при трансферных перевозках. Кроме того, бескодовые бирки на одного перевозчика используются на прямых рейсах до пункта назначения (при отсутствии кодовых бирок).

15.2.5. Именная адресная бирка - применяется исключительно для идентификации владельца багажа (в случае необходимости).

15.2.6. Бирка "VIP" - отличительная бирка, прикрепляемая дополнительно к обычной багажной бирке в целях обозначения багажа особо важных пассажиров.

15.2.7. Бирка "Групповое движение" - отличительная бирка, прикрепляемая дополнительно к обычной багажной бирке в целях обозначения и выделения багажа, принадлежащего группе пассажиров.

15.2.8. Бирка досылочная "RUSH" - используется при оформлении досылки багажа (найденного, невостребованного, засланного).

Заполнение граф бирки регулируется соответствующей инструкцией.

15.2.9. Пассажирский передаточный манифест (FIM) - используется при передаче пассажиров с рейса одного авиапредприятия на рейс того же или другого авиапредприятия при невозможности предъявления полетных купонов на соответствующий участок (изъяты в пункте отправления). FIM должен быть заполнен на основании имеющихся у пассажиров других полетных купонов или купона "Для пассажира", выданных на данную перевозку. FIM подписывается принимающим и передающим перевозчиками.

15.2.10. Акт о неисправностях при перевозке (PIR). Порядок заполнения PIR и количество экземпляров определяется соответствующей инструкцией.

15.2.11. Акт о повреждении багажа (DBR) - документ, оформляемый перевозчиком в присутствии пассажира или без него в целях констатации и описания характера повреждения багажа.

15.2.12. Багажная ведомость - документ внутриведомственного пользования, предназначенный для оформления приема и сдачи зарегистрированного багажа между лицами, ответственными за его сохранность при перевозке.

15.2.13. Идентификационная карта ИАТА опознания багажа - таблица с указанием цвета багажа, кодовые обозначения содержимого багажа, таблица весов некоторых предметов и вещей в багаже - документы, используемые для унификации заполнения PIR и обмена информацией при работе по решению вопросов, связанных с неисправностями при перевозке багажа.

15.3. Перевозочная документация при перевозке грузов и почты

15.3.1. Грузовая накладная представляет собой комплект, состоящий не менее чем из 12 экземпляров, три из которых являются подлинниками и предназначаются для перевозчика, отправителя и получателя. Остальные экземпляры являются копиями и предназначены для подтверждения доставки груза, для каждого из участвующих в перевозке груза перевозчиков, для аэропорта назначения и агента по продаже.

Если комплект оформленной грузовой накладной не имеет достаточного количества экземпляров или если оригинал грузовой накладной не имеет достаточного количества экземпляров, или если оригинал грузовой накладной по каким-либо причинам отсутствует или утерян, то применяется безномерная грузовая накладная, которая является перевозочным документом временного пользования (действия) и содержит минимум информации, необходимой для дальнейшей перевозки груза или его передачи получателю в пункте назначения.

15.3.2. Передаточная ведомость - перевозочный документ, свидетельствующий о передаче груза и сопроводительных документов одним перевозчиком другому в пункте трансфера и использующийся при определении ответственности, которую несет каждый участвующий в перевозке груза перевозчик в случае причинения ущерба грузу во время его перевозки.

Передаточная ведомость оформляется в четырех экземплярах: для служб, производящих расчеты, и представительств передающего и принимающего перевозчика.

15.3.3. Акт о неисправностях при перевозке груза (CIR) - составляется в случаях неисправности при перевозке груза и почты: повреждении, недостаче, утрате.

15.3.4. Акт (извещение) о невручении груза - составляется в пункте назначения самим перевозчиком или его Генеральным агентом (обслуживающим агентом) в следующих случаях:

- когда груз по каким-либо не зависящим от перевозчика причинам не вручен получателю по истечении 14 дней со дня его доставки в исправном состоянии в пункт назначения в соответствии с первоначальными сроками, указанными в грузовой накладной;

- при отказе со стороны получателя принять груз;

- когда необходимо изменить или дополнить информацию, содержащуюся в Акте о неисправностях при перевозке грузов (CIR);

- когда при перевозке в кредит груз каким-то образом был реализован и необходимо немедленно известить об этом перевозчика или его агента, оформившего грузовую накладную.

15.3.5. Акт о повреждении или уничтожении груза (CDR) - составляется во всех случаях повреждения (уничтожения), недостачи груза, в том числе при аварии или катастрофе воздушного судна.

15.3.6. Уведомление об изменении оплаты за перевозку груза (CCA) - оформляется при необходимости изменения суммы оплаты за перевозку груза, если эта сумма неправильно или ошибочно указана в грузовой накладной, и направляется перевозчику, выдавшему грузовую накладную, всем участвующим в перевозке груза перевозчикам, расчетному органу и грузовой службе перевозчика, вносящего изменение.

15.3.7. Почтовая ведомость (AV-7) - оформляется почтовым отделением в аэропорту отправки в 5 экземплярах и передается перевозчику вместе с почтой. Она содержит данные о пунктах отправления и назначения, рейсе и дате его выполнения, количестве мест и массе почты, ее виде и удостоверяется подписью отправителя.

15.3.8. Сертификат отправителя по опасным/радиоактивным материалам (Shipper's Certification for Restricted Articles/Radioactive Materials) составляется отправителем и наряду с другими данными содержит точное химическое название груза, количество и способ упаковки груза, особые условия перевозки и хранения (температура воспламенения, активность, период полураспада и т.п.).

Один экземпляр сертификата остается у перевозчика, который принял груз к перевозке, другой направляется вместе с грузом в пункт назначения.

Глава 16. КОНТРОЛЬ ЗА МЕЖДУНАРОДНЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ

16.1. Общие положения

16.1.1. Авиационное предприятие организует контроль за работой всех служб, обеспечивающих международные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты.

16.1.2. Контроль осуществляется за выполнением положений:

- международных договоров СССР по вопросам гражданской авиации и воздушных сообщений, а также обязательств СССР, вытекающих из его участия в ИКАО и Постоянной комиссии СЭВ по сотрудничеству в области гражданской авиации;

- Воздушного Союза ССР;

- Правил международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов; других соответствующих нормативных документов МГА и ЦУМВС;

- соглашений Аэрофлота с иностранными авиапредприятиями, агентами и другими обслуживающими организациями;

- настоящего Наставления.

16.1.3. Основными направлениями контрольной работы должны быть проведение профилактических мер и проверок, предупреждающих брак в работе, технологические и финансовые нарушения, некачественное обслуживание, предотвращение жалоб пассажиров и клиентуры.

16.1.4. Наличие органов контроля не снимает с администрации предприятий, инженерно-технических работников, а также непосредственных исполнителей ответственности за качество работ, выполняемых при организации и обслуживании международных перевозок.

16.1.5. Положения настоящей главы не относятся к контролю, осуществляемому компетентными государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

16.2. Задачи контроля

16.2.1. Задачей контроля за международными перевозками является проверка следующих основных вопросов деятельности авиапредприятий:

- выполнение производственного плана и организации работы;

- продажа и бронирование перевозок;

- организация перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты;

- культура обслуживания пассажиров и клиентуры, в том числе работа с письмами, жалобами, претензиями;

- обеспечение сохранности социалистической собственности и финансовой дисциплины;

- справочно-информационная работа;

- работа средств связи.

16.2.2. При контроле за организацией работы и выполнением производственного плана проверяются наличие и исполнение основных руководящих документов МГА, их учет, доведение до исполнителей и твердое знание; наличие перспективных и текущих планов работы, контроль и анализ их выполнения; организаторская и политико-массовая работа руководящего состава; работа с кадрами и дисциплинарная практика; повышение квалификации работников и техническая учеба; соблюдение формы одежды.

16.2.3. При контроле за организацией, продажей и бронированием перевозок проверяется соблюдение требований нормативных документов МГА по этим вопросам; выявление, анализ и меры по предупреждению и устранению нарушений нормативных документов (приказов, указаний, технологии работы, инструкций, правил и др.); состояние производственных помещений и рабочих мест; наличие, ведение и своевременное представление установленных форм документации.

16.2.4. При контроле за культурой обслуживания проверяются мероприятия по сокращению времени обслуживания перевозок, повышению качества предоставляемого обслуживания и расширению услуг, состояние работы с жалобами и претензиями пассажиров и клиентуры и их предупреждению.

16.2.5. При контроле за обеспечением сохранности социалистической собственности и финансовой дисциплины проверяется соблюдение требований нормативных документов МГА по этим вопросам; своевременное и качественное выполнение финансовых операций и ревизий; хранение и учет бланков строгой отчетности и материальных ценностей.

16.2.6. При контроле за справочно-информационной работой проверяется организация выдачи справок, состояние наглядной и рекламной информации; наличие и использование справочных материалов (нормативных документов, справочников, альбомов, схем, расписания движения воздушных судов и др.).

16.2.7. При контроле за работой средств связи проверяется техническое обеспечение средствами связи, их состояние, использование, производительность; выполнение требований нормативных документов по использованию этих средств.

16.3. Организация контроля

16.3.1. Контроль за международными перевозками осуществляется должностными лицами авиапредприятий, на которых возложена эта обязанность, или общественными контролерами, имеющими специальные полномочия.

16.3.2. Финансовый контроль за международными перевозками производится контрольно-ревизионным отделом (КРО) авиапредприятия и Центром международных расчетов ЦУМВС. Деятельность этих подразделений определяется положениями, утвержденными в установленном порядке.

16.3.3. Организационный контроль за международными перевозками производится соответствующими должностными лицами в службах организации пассажирских и грузовых перевозок, агентствах и представительствах Аэрофлота за границей.

16.4. Обязанности и права лиц, осуществляющих контроль

16.4.1. Лица, осуществляющие контроль, обязаны:

- использовать предоставленные им права в соответствии с нормативными актами, регламентирующими исполнение этих прав;

- нести ответственность, установленную законодательством Союза ССР и союзных республик, а также нормативными актами МГА перед юридическими и физическими лицами за надлежащее выполнение задач и функций контроля за международными перевозками.

16.4.2. Лица, осуществляющие контроль, имеют право:

- требовать предъявления полетных, перевозочных, отчетных и других документов, регламентирующих международные перевозки;

- отстранять от полета на воздушном судне в пунктах посадки лиц, нарушающих правила международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов;

- составлять акты о допущенных нарушениях правил перевозок, которые могут служить основанием для взыскания дополнительных платежей и штрафов, а также привлечения нарушителей к дисциплинарной, административной, гражданской или уголовной ответственности;

- требовать от должностных лиц авиапредприятий устранения нарушений правил перевозок, а также других правил и инструкций, издаваемых МГА и ЦУМВС Аэрофлота.

16.5. Работа коммерческих ревизоров

16.5.1. Коммерческие ревизоры в своей деятельности руководствуются нормативными документами МГА и ЦУМВС Аэрофлота, а также Типовым положением о коммерческом ревизоре предприятия ГА и настоящим Наставлением.

16.5.2. Коммерческие ревизоры осуществляют контроль следующих операций, общих для всех предприятий, учреждений и организаций:

- проверка выполнения основных показателей государственного плана;

- ревизия исполнения смет расходов;

- контроль за поступлением выручки от перевозок и за использованием бланков строгой отчетности;

- ревизия касс и кассовых операций;

- ревизия операций по расчетному и другим счетам в отделении банка;

- ревизия подотчетных сумм;

- ревизия расчетов с другими предприятиями, организациями, авиакомпаниями;

- ревизия складского хозяйства и правильности хранения материальных ценностей;

- проверка финансовых показателей работы;

- проверка внутрихозяйственного расчета;

- проверка состояния и организации бухгалтерского учета и отчетности;

- проверка состояния контрольно-ревизионной работы.

Глава 17. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АЭРОФЛОТА ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ПРИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА И ГРУЗА

17.1. Общие принципы ответственности

17.1.1. Ответственность Аэрофлота <*> при международной воздушной перевозке определяется:

- международными договорами СССР;

- Воздушным Союза СССР и изданными в соответствии с ним Правилами международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, если такие перевозки не подпадают под действие международных договоров СССР;

- иностранным законодательством в случаях, когда оно подлежит применению к обязательствам, вытекающим из причинения вреда.

--------------------------------

<*> См. п. 16 Правил международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов.

17.1.2. Международной перевозкой, подпадающей под действие Варшавской конвенции, признается такая перевозка, при которой место отправления и назначения, независимо от того, имеется или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двух государств - участников Конвенции, либо на территории одного и того же государства - участника Конвенции, если остановка предусмотрена на территории другого государства, даже не являющегося участником этой Конвенции.

17.1.3. Международной перевозкой, подпадающей под действие Варшавской конвенции, измененной в Гааге в 1955 году, признается такая перевозка, при которой место отправления и место назначения независимо от того, имеется или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двух государств - участников Гаагского протокола, либо на территории одного и того же государства - участника Гаагского протокола, если остановка предусмотрена на территории другого государства, даже не являющегося участником Гаагского протокола.

17.1.4. Международной перевозкой, не подпадающей под действие Варшавской конвенции и Гаагского протокола, признается такая перевозка, при которой место отправления и место назначения независимо от того, имеется или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двух государств, из которых одно государство является участником только Варшавской конвенции, а другое Гаагского протокола или по крайней мере одно государство не является участником ни Варшавской конвенции, ни Гаагского протокола, либо на территории одного и того же государства, не являющегося участником Варшавской конвенции и Гаагского протокола, если остановка предусмотрена на территории другого государства независимо от того, является оно или нет участником Варшавской конвенции и/или Гаагского протокола.

17.2. Ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира

17.2.1. Аэрофлот несет имущественную ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, во время международной воздушной перевозки, если не докажет, что им и уполномоченными им лицами были приняты все необходимые меры, чтобы избежать вреда, или что такие меры невозможно было принять.

17.2.2. В случаях, когда Аэрофлот докажет, что возникновению или увеличению вреда содействовала грубая неосторожность самого потерпевшего, суд в зависимости от степени вины потерпевшего (а при вине перевозчика и в зависимости от степени его вины) может снизить размер возмещения или отказать в возмещении.

17.2.3. При перевозке пассажира ответственность Аэрофлота за вред в отношении каждого пассажира ограничивается пределом, предусмотренным действующими международными договорами СССР или Воздушным Союза ССР и Правилами международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов.

17.3. Ответственность за вред, причиненный при перевозке багажа

17.3.1. Аэрофлот несет ответственность за вред, причиненный при перевозке багажа в случае, если вред является прямым следствием невыполнения или частичного выполнения условий перевозки в период времени, когда багаж находился под ответственностью Аэрофлота.

17.3.2. В соответствии с действующими условиями перевозки зарегистрированный багаж перевозится в багажно-грузовых отсеках воздушного судна отдельно от пассажира. Аэрофлот обязан передать зарегистрированный багаж в хорошем состоянии и в предусмотренный в договоре срок в пункте назначения заинтересованному лицу, несет ответственность за вред, причиненный при перевозке этого багажа, и обязан возместить убытки заинтересованному лицу.

17.3.3. В соответствии с действующими условиями перевозки незарегистрированный багаж перевозится в кабине воздушного судна и находится под присмотром пассажира. Содействие, оказываемое перевозчиком пассажиру при переноске, погрузке, разгрузке этого багажа или других действиях, выполняемых сотрудниками перевозчика, рассматривается как добровольная услуга пассажиру. Аэрофлот не несет ответственности за повреждение незарегистрированного багажа во время предоставления такого обслуживания. Аэрофлот несет ответственность за вред, причиненный незарегистрированному багажу только в том случае, когда пассажир был лишен возможности его контролировать и вина Аэрофлота в его повреждении или утрате доказана.

17.3.4. Аэрофлот освобождается от ответственности за вред, причиненный при перевозке багажа, в следующих случаях:

- если заинтересованное лицо не в состоянии представить необходимые доказательства причиненного вреда;

- вред возник из-за соблюдения перевозчиком действующих в стране законов, постановлений, приказов и требований государственных органов или же из-за несоблюдения их пассажиром;

- вред вызван какой-либо неподконтрольной перевозчику причиной и перевозчик докажет, что им и уполномоченными им лицами были приняты все необходимые меры для предотвращения вреда или что их невозможно было принять;

- вред возник в результате свойственного перевозимому имуществу недостатка, качества или порока, недостаточной или несоответствующей упаковки, включения в перевозимое имущество предметов и вещей, определенных правилами перевозчика как запрещенные к воздушной перевозке;

- когда не существует прямой причинной связи между невыполнением условий перевозки и причиненным ущербом.

17.3.5. Ответственность Аэрофлота ограничивается:

- возмещением ущерба, возникшего при перевозке багажа по его линиям;

- пределом ответственности за один килограмм брутто зарегистрированного багажа в сумме 14 руб. 92 коп., если иное прямо не предусмотрено в действующем международном договоре СССР;

- объявленной ценностью зарегистрированного багажа, если до начала перевозки пассажир оплатил соответствующие сборы согласно правилам применения тарифов;

- за вещи, находящиеся при пассажире, включая незарегистрированный багаж, суммой 298 руб. 51 коп.

17.3.6. При определении предела ответственности принимается во внимание только общая масса утраченного багажа, частичной недостачи или поврежденных предметов и вещей. В случае, если причиненный вред влияет на стоимость других предметов или вещей, включенных в ту же багажную квитанцию, при определении размера возмещения убытков принимается во внимание общая масса всех этих предметов или вещей.

17.3.7. В случае, если невозможно установить, на линии какого перевозчика причинен вред, ответственность каждого участвующего перевозчика за возмещение убытков определяется пропорционально оплате за перевозку на его участке.

17.3.8. Каждый перевозчик является ответственным перед другими заинтересованными перевозчиками в случае, когда вред возник вследствие ненадлежащего выполнения им договора перевозки или в результате умышленных действий со стороны его сотрудников при выполнении ими своих служебных обязанностей, если это будет надлежащим образом доказано.

17.3.9. Заинтересованное лицо имеет право предъявить претензию о возмещении убытков соответствующему перевозчику в письменной форме и в следующие установленные сроки:

- при повреждении или недостаче - не позднее 7 дней со дня получения багажа;

- при задержке в доставке - не позднее 21 дня со дня получения багажа заинтересованным лицом.

При отсутствии письменной претензии, заявленной в указанные выше сроки, никакие иски к перевозчику не принимаются.

17.3.10. Заинтересованное лицо имеет право предъявить в суде иск к перевозчику о возмещении убытков в связи с причинением вреда багажу в течение двух лет с даты прибытия воздушного судна или момента прекращения перевозки в случаях, если:

- решение по его претензии, принятое перевозчиком, его не удовлетворяет;

- его багаж уничтожен или утрачен;

- это лицо докажет, что оно не предъявило претензию о возмещении убытков в установленные сроки вследствие введения его в заблуждение перевозчиком или его агентом.

17.3.11. Каждая претензия к перевозчику о возмещении вреда должна содержать причины ее предъявления, перечень содержимого багажа, характер и размеры причиненного вреда.

К претензии должны быть приложены документы, доказывающие наличие ущерба PIR, право заинтересованного лица требовать возмещения (пассажирский билет, квитанция платного багажа и отрывной талон багажной бирки), а также размер причиненных убытков (заявление заинтересованного лица, счета, свидетельства экспертов и др.).

17.3.12. Во всех случаях, когда будет обнаружен или установлен вред, причиненный зарегистрированному багажу сотрудниками перевозчика, следует немедленно составить PIR независимо от того, была заявлена заинтересованным лицом претензия или нет.

17.3.13. При заявлении претензии заинтересованным лицом в связи с вредом, причиненным зарегистрированному багажу, перевозчик обязан проверить ее достоверность и при установлении ущерба немедленно составить PIR.

17.3.14. Составление PIR не является признанием причиненного вреда. Особенности составления PIR по каждому виду неисправностей при перевозке багажа указаны в соответствующих пунктах настоящего Наставления.

17.3.15. Все претензии, касающиеся возмещения убытков и возникшие в связи с вредом, причиненным при перевозке зарегистрированного багажа, рассматриваются и решаются претензионными комиссиями соответствующего авиапредприятия.

17.4. Ответственность за вред, причиненный при перевозке груза

17.4.1. Аэрофлот несет ответственность за вред, возникший при перевозке груза, в случае если вред является прямым следствием невыполнения или частичного выполнения условий перевозки в период времени, когда груз находился под ответственностью Аэрофлота.

17.4.2. Аэрофлот освобождается от ответственности в следующих случаях:

- если заинтересованное лицо не в состоянии представить необходимые доказательства причиненного вреда;

- из-за соблюдения перевозчиком требований действующих в стране законов, приказов или требований государственных органов или несоблюдения их отправителем или получателем;

- вред возник по какой-либо неподконтрольной перевозчику причине и он докажет, что им и уполномоченными им лицами были приняты все необходимые меры для предотвращения вреда или что их невозможно было принять;

- вред возник в результате свойственного перевозимому грузу недостатка, качества или порока, недостаточной или несоответствующей упаковки или включения в перевозимое имущество предметов и вещей, определенных правилами перевозчика как запрещенные для воздушной перевозки;

- когда не существует прямой причинной связи между невыполнением условий перевозки и причиненным вредом.

17.4.3. Во всех случаях ответственность Аэрофлота за вред, причиненный грузу, не превышает объявленную при перевозке ценность, указанную в грузовой накладной, а если отправитель не указал сумму объявленной ценности, то ответственность Аэрофлота ограничивается фактически причиненными и доказанными убытками и не может быть более 14 руб. 92 коп. за один килограмм брутто массы груза, если иное прямо не предусмотрено в действующем международном договоре СССР.

Комментарии
Комментирование через социальные сервисы Facebook и Вконтакте:

Курсы валют ЦБР

30.09.201401.10.2014
49.954049.9817
39.386639.3836
3.041443.0412
0.2165350.216471
64.038764.0535
6.412676.40957
0.3594490.359815