Все документы

Методические указания по осуществлению государственного санитарного надзора за мероприятиями по снижению шума при размещении взлетно-посадочных площадок малой авиации сельскохозяйственного назначения вблизи населенных пунктов

Утверждаю
Заместитель Главного
государственного
санитарного врача СССР
А.И.ЗАИЧЕНКО
22 марта 1983 г. N 2683-83

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим условием успешной реализации Продовольственной программы СССР, принятой на майском Пленуме ЦК КПСС (1982 г.), является ускорение научно-технического прогресса, укрепление материально-технической базы сельского хозяйства, всех отраслей агропромышленного комплекса на основе дальнейшего развития механизации и химизации производства. С этой целью, а также для максимального сокращения потерь минеральных удобрений и химических средств защиты растений предусматривается строительство взлетно-посадочных полос, складов, пунктов технического обслуживания сельскохозяйственных машин и других объектов.

За последние годы возросла роль авиации в народном хозяйстве, в том числе в сельском хозяйстве. Расширение объема авиационно-химических работ создает опасность загрязнения окружающей среды ядохимикатами и возможного неблагоприятного влияния на условия проживания и здоровье населения. В то же время особенности эксплуатации авиации в сельском хозяйстве (близость расположения взлетно-посадочных площадок к жилой застройке, ранние утренние часы полетов, теплое время года, ровная поверхность обрабатываемых полей и т.д.) способствуют распространению высоких уровней авиационного шума на большие расстояния при взлете и пролете самолетов и вертолетов над сельскими населенными пунктами.

В настоящее время повсеместно повысилась эффективность санитарного надзора за хранением, транспортировкой и применением пестицидов в сельском хозяйстве, чему способствует издание соответствующих " N 1123-73", М., 1974. Однако фактору шума при размещении взлетно-посадочных площадок (ВПП) сельскохозяйственного назначения не уделяется должного внимания.

Действующий в настоящее время ГОСТ 22283-76 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения" в части нормируемого шума не может распространяться на самолеты малой авиации (легкой весовой категории), применяемые в сельском хозяйстве, которым свойственна иная технология полетов, условия эксплуатации и они имеют другие технические акустические характеристики.

В связи с этим вопросы упорядочения размещения на местности и организации взлетно-посадочных операций самолетов малой авиации сельскохозяйственного назначения по отношению к населенным пунктам являются основанием для составления настоящих Методических указаний.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Методические указания являются руководством для осуществления предупредительного и текущего санитарного надзора за шумовым режимом на территории жилой застройки при эксплуатации самолетов малой авиации сельскохозяйственного назначения.

1.2. Методические указания предназначены для учреждений санитарно-эпидемиологической службы, учреждений и организаций, занимающихся вопросами проектирования и размещения взлетно-посадочных площадок (ВПП) сельскохозяйственного назначения (предприятия гражданской авиации, выполняющие агрохимические работы), а также разработки мероприятий по снижению неблагоприятного воздействия шума и возможного загрязнения окружающей среды населенных пунктов пестицидами (ядохимикатами) при эксплуатации подобных объектов.

1.3. В Методических указаниях представлены санитарно-гигиенические требования к установлению допустимых уровней авиационного шума, создаваемого на местности самолетами малой авиации, к размещению взлетно-посадочных площадок авиации сельскохозяйственного назначения по отношению к населенным пунктам, к организации воздушных операций по условиям создаваемого шума на территории жилой застройки, методика измерения и расчета ожидаемых уровней авиационного шума.

2. ОЦЕНКА И НОРМИРОВАНИЕ АВИАЦИОННОГО ШУМА

2.1. По характеру изменения уровней звука во время воздушных и наземных операций авиационный шум является непостоянным, прерывистым.

    2.2.  Нормируемыми параметрами авиационного шума, создаваемого
на  территории  жилой  застройки  при  взлете,  посадке  и пролете
самолетов  и  вертолетов  любого типа, согласно ГОСТ 22283-76 "Шум
авиационный.  Допустимые уровни шума на территории жилой застройки
и  методы  его  измерения"  являются  эквивалентный  уровень звука
L       в дБА и максимальный (пиковый) уровень звука L  в дБА  при
 А экв                                                А
каждом пролете, оба параметра соответственно для дневного - с 7.00
до 23.00 ч и ночного времени - с 23.00 до 7.00 ч.

2.3. С учетом акустических характеристик самолетов легкой весовой категории и специфических условий их эксплуатации на ВПП сельскохозяйственного назначения допустимые значения уровней звука на территории жилой застройки сельских населенных пунктов не должны превышать:

-----------------------------------------+-------------+----------
¦               Время суток              ¦ L     , дБА ¦ L , дБА ¦
¦                                        ¦  А экв      ¦  А      ¦
+----------------------------------------+-------------+---------+
¦День (7.00 - 23.00)                     ¦     55      ¦   75    ¦
¦Ночь (23.00 - 7.00)                     ¦     45      ¦   65    ¦
-----------------------------------------+-------------+----------
    2.4. Оценка измеренных максимальных (пиковых) уровней звука L
                                                                 А
в  дБА  проводится  путем сопоставления наибольшего  значения  L ,
                                                                А
зарегистрированного  в  любой  точке на территории жилой застройки
при  отдельных  воздушных  операциях  (взлет,  посадка, пролет), с
величиной допустимого максимального уровня звука в соответствующий
период суток.

2.5. Эквивалентный уровень звука в дБА, зарегистрированный на территории жилой застройки или полученный расчетным методом за время измерения, сравнивается с величиной допустимого эквивалентного уровня звука в соответствующий период суток и зависит от величины максимальных уровней звука при пролете самолетов и суммарной интенсивности их полетов за период измерения.

3. ИЗМЕРЕНИЕ АВИАЦИОННОГО ШУМА И РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА

3.1. Для измерения уровней звука, создаваемых на территории жилой застройки при пролете самолетов, применяют измерительные системы, включающие шумомер 1-го класса, отвечающий требованиям ГОСТ 17187-71 "Шумомеры. Общие технические требования" и СТ СЭВ 1351-78 "Шумомеры".

3.2. Измерительная система должна иметь действующее свидетельство о государственной или ведомственной поверке.

3.3. Измерения уровней звука шумомером производят с использованием временной характеристики "медленно" по методике, характерной для всех типов самолетов и изложенной в ГОСТ 22283-76 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения".

3.4. При измерениях уровней звука микрофон следует устанавливать на открытой площадке на высоте 1,2 м над уровнем поверхности земли. Главная ось микрофона направляется вертикально вверх.

3.5. С целью уменьшения погрешностей нецелесообразно проводить измерения авиационного шума в точках с высоким уровнем шумового фона, создаваемого наземным или водным транспортом, производственными площадками, детскими играми и т.п.

3.6. При каждом пролете самолета регистрируют максимальный уровень звука по шкале А, который определяют по максимальному отклонению стрелки шумомера.

3.7. Измерения следует проводить в дневной и ночной период суток в часы наиболее интенсивной эксплуатации самолетов. Продолжительность измерения шума - не менее 2 ч.

3.8. Точки измерения шума располагаются: вблизи основного источника шума - ВПП (против ее середины, взлетного и посадочного торцов), на границе существующей жилой застройки, в глубине жилой застройки в 2 м от жилых зданий и у защищаемых объектов (детские дошкольные учреждения, школы, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения).

    3.9.  Эквивалентный уровень звука (L     )  на местности может
                                        А экв
определяться:

1) Методом измерения эквивалентных уровней звука в дБА за время не менее 2 ч в дневной и ночной (ранние утренние часы) периоды суток с помощью шумоинтегратора ШИН-1 Ленинградского ВНИКИ МЛТ (СССР); интегрирующего шумомера, тип 00026, фирмы RFT (ГДР); измерительного тракта, состоящего из микрофона и анализатора уровней звука, тип 4426, фирмы "Брюль и Къер" (Дания); интегрирующего прецизионного измерителя уровня шума, тип 7178, фирмы "Вяртсиля" (Финляндия).

    2)   Расчетным   методом   на  основе  измерения  максимальных
(пиковых)  уровней  звука  в дБА шумомером любого типа при  каждой
воздушной  операции  самолета за время не менее 2 ч. Эквивалентный
уровень  звука  L       в точке  измерения  вычисляется по формуле
                 А экв
согласно ГОСТ 22283-76:
                                        0,1L
                         1  N               Аn
           L      = 10lg(- SUM тау  x 10      ), дБА,
            А экв        T n=1    n
    где:
    L   - максимальный  уровень  звука при каждом пролете самолета
     Аn
(вертолета) в дБА;
    тау  - эффективное  время  воздействия шума при каждом пролете
       n
самолета вертолета), с;
    T   -   период  наблюдения  (общая  продолжительность  времени
измерений), с, равный не менее 7200 с  для  дневного  (с  7.00  до
23.00 ч) и ночного времени (с 23.00 до 7.00 ч);
    n - номер пролета;
    N - общее число пролетов в период наблюдения.

Примечание: эффективное время воздействия шума при пролете самолета определяется приближенно по секундомеру в момент пролета самолета непосредственно над микрофоном - при измерениях под трассой пролетов; во всех других случаях измерения (боковое расположение точки измерения по отношению к оси пролета самолетов и т.д.) - по специальной формуле согласно ГОСТ 22283-76.

Если эффективное время воздействия шума не измерялось и известны только максимальные уровни звука в дБА при каждом пролете самолета за период наблюдения, то эквивалентный уровень звука приближенно может быть вычислен следующим образом:

    - по максимальному уровню  звука  L   для каждого пролета и по
                                       Аn
типу   самолета   по   таблице  3.1  определяют  параметр  формулы
         0,1L
             Аn
тау  x 10      ;
   n
                                                       0,1L
                                                           Аn
    - суммируют  (SUM)  полученные  значения  тау  x 10         от
                                                 n
всех самолетов за время измерения;
    - по  номограмме  на  рис.  1  определяют  значение  L       в
                                                          А экв
                                  0,1L
                      N               Аn
зависимости от суммы SUM тау  x 10        за время  измерения  при
                     n=1    n
наибольшей интенсивности полетов.

Таблица 3.1

                                      0,1L
                                          Аn
          ЗНАЧЕНИЯ ПАРАМЕТРА ТАУ  x 10       ДЛЯ РАСЧЕТА
                                n
           ОРИЕНТИРОВОЧНОГО (ОЖИДАЕМОГО) ЭКВИВАЛЕНТНОГО
                       УРОВНЯ ЗВУКА В ДБА
------------------------------+-----------------------------------
¦  Максимальный уровень звука ¦                       0,1L       ¦
¦для каждого пролета L  , дБА ¦                           Аn     ¦
¦                     Аn      ¦     Параметр тау  x 10           ¦
¦                             ¦                 n                ¦
¦                             +----------------------------------+
¦                             ¦   Винтовые самолеты, вертолеты   ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦                             ¦                      9           ¦
¦             60              ¦            0,024 x 10            ¦
¦                             ¦                      9           ¦
¦             61              ¦            0,029 x 10            ¦
¦                             ¦                      9           ¦
¦             62              ¦            0,033 x 10            ¦
¦                             ¦                      9           ¦
¦             63              ¦            0,039 x 10            ¦
¦                             ¦                      9           ¦
¦             64              ¦            0,045 x 10            ¦
¦                             ¦                      9           ¦
¦             65              ¦            0,054 x 10            ¦
¦                             ¦                      9           ¦
¦             66              ¦            0,063 x 10            ¦
¦                             ¦                      9           ¦
¦             67              ¦            0,073 x 10            ¦
¦                             ¦                      9           ¦
¦             68              ¦            0,086 x 10            ¦
¦                             ¦                      9           ¦
¦             69              ¦            0,103 x 10            ¦
¦                             ¦                      9           ¦
¦             70              ¦            0,12 x 10             ¦
¦                             ¦                     9            ¦
¦             71              ¦            0,14 x 10             ¦
¦                             ¦                     9            ¦
¦             72              ¦            0,17 x 10             ¦
¦                             ¦                     9            ¦
¦             73              ¦            0,20 x 10             ¦
¦                             ¦                     9            ¦
¦             74              ¦            0,24 x 10             ¦
¦                             ¦                     9            ¦
¦             75              ¦            0,27 x 10             ¦
¦                             ¦                     9            ¦
¦             76              ¦            0,32 x 10             ¦
¦                             ¦                     9            ¦
¦             77              ¦            0,37 x 10             ¦
¦                             ¦                     9            ¦
¦             78              ¦            0,44 x 10             ¦
¦                             ¦                     9            ¦
¦             79              ¦            0,51 x 10             ¦
¦                             ¦                     9            ¦
¦             80              ¦            0,60 x 10             ¦
¦                             ¦                     9            ¦
¦             81              ¦            0,71 x 10             ¦
¦                             ¦                     9            ¦
¦             82              ¦            0,83 x 10             ¦
¦                             ¦                     9            ¦
¦             83              ¦            0,98 x 10             ¦
¦                             ¦                     9            ¦
¦             84              ¦            1,15 x 10             ¦
¦                             ¦                     9            ¦
¦             85              ¦            1,35 x 10             ¦
¦                             ¦                     9            ¦
¦             86              ¦            1,58 x 10             ¦
¦                             ¦                     9            ¦
¦             87              ¦            1,86 x 10             ¦
¦                             ¦                     9            ¦
¦             88              ¦            2,18 x 10             ¦
¦                             ¦                     9            ¦
¦             89              ¦            2,57 x 10             ¦
¦                             ¦                     9            ¦
¦             90              ¦            3,02 x 10             ¦
------------------------------+-----------------------------------

3) Расчет ожидаемого эквивалентного уровня звука в дБА производится для вновь проектируемых ВПП сельскохозяйственного назначения вблизи жилой застройки и мест отдыха. Расчеты выполняются на основе ориентировочных уровней звука, создаваемых на местности применяемыми типами самолетов (вертолетов) - Приложение 1 - и представленных в проекте исходных данных об интенсивности их полетов (количество взлетно-посадочных операций в дневное и ночное время) с использованием номограммы на рис. 1.

    -----------------------------+------------------
    ¦              0,1L          ¦   L        дБА  ¦
    ¦                  Аn     -9 ¦    А экв,       ¦
    ¦ SUM тау  x 10       x 10   +--------+--------+
    ¦        n                   ¦  день  ¦  ночь  ¦
    -----------------------------+--------+---------
                           500,0-+ 70     ¦
                                 +        +
                                -+        ¦
                                 +        +
                           300,0-+        ¦
                                 +        +-70
                                 ¦        ¦
                                 +        +
                           200,0-+        ¦
                                 +-65     +
                                 ¦        ¦
                                 +        +
                           100,0-+        ¦
                                 +        +
                            80,0-+        ¦
                                 +        +-65
                                 +        ¦
                                 +        +
                                 +        ¦
                                 +-60     +
                            50,0-+        ¦
                                 +        +
                            40,0-+        ¦
                                 +        +
                            30,0-+        ¦
                                 +        +-60
                                 ¦        ¦
                                 +        +
                            20,0-+        ¦
                                 +-55     +
                                 ¦        ¦
                                 +        +
                                 ¦        ¦
                                 +        +
                            10,0-+        ¦
                                 +        +-55
                                -+        ¦
                                 +        +
                                 +        ¦
                                 +-50     +
                             5,0-+        ¦
                                 +        +
                             4,0-+        ¦
                                 +        +
                             3,0-+        ¦
                                 +        +-50
                                 ¦        ¦
                                 +        +
                             2,0-+        ¦
                                 +-45     +
                                 ¦        ¦
                                 +        +
                                 ¦        ¦
                                 +        +
                             1,0-+        ¦
                                 +        +-45
                                 +        ¦
                                 +        +
                             0,6-+        ¦
                                 +-40     +
                             0,5-+        ¦
                                 +        +
                             0,4-+        ¦
                                 +        +
                             0,3-+        ¦
                                 +        +-40
                                 ¦        ¦
                                 +        +
                             0,2-+        ¦
                                 +-35     +
                                 ¦        ¦
                                 +        +
                                 ¦        ¦
                                 +        +35
                             0,1--        ¦
            Рис. 1. Номограмма для определения L
                                                А экв

3.10. Измерения авиационного шума проводятся:

- для определения в конкретных условиях размера санитарно-защитной зоны между источником шума (ВПП) и границей существующей жилой застройки;

- для разработки и оценки эффективности мероприятий по снижению авиационного шума на жилой территории;

- при отводе земельных участков и строительстве новых жилых домов, больниц, школ, детских учреждений, домов и баз отдыха, пионерских лагерей вблизи существующей ВПП;

- при выборочном санитарном контроле шумового режима на территории жилой застройки.

3.11. Результаты измерений уровней авиационного шума следует представить в виде протокола измерений (форма протокола дана в Приложении 3) с указанием типа самолета (вертолета), времени измерения и общего количества пролетов.

4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАСПОЛОЖЕНИЮ ВПП МАЛОЙ АВИАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНЫХ ОПЕРАЦИЙ

4.1. Взлетно-посадочные площадки малой авиации сельскохозяйственного назначения необходимо располагать на местности с учетом ситуационных условий и длительности их эксплуатации, а также факторов, оказывающих влияние на акустический режим и состояние окружающей среды населенных пунктов (сезонность применения, планировочные особенности сельских населенных пунктов, природные и метеофакторы - рельеф, лесные массивы, водоемы, роза ветров и т.д.).

4.2. Важнейшим мероприятием по оздоровлению окружающей среды вблизи ВПП сельскохозяйственного назначения является установление санитарно-защитных зон следующих размеров:

- при местонахождении населенного пункта или объектов, к которым предъявляются повышенные нормативные требования по шуму, по курсу взлетов самолетов расстояние между торцом ВПП и границей их территории должно составлять не менее 2 км;

- при боковом удалении от оси ВПП населенных пунктов и защищаемых объектов зона разрыва должна быть не менее 1,5 км.

4.3. Воздушные операции должны проводиться за пределами жилой зоны. Наиболее благоприятным условием, с гигиенической точки зрения, следует считать организацию направления взлетов самолетов параллельно жилой застройке и защищаемым объектам. Это позволит исключить их перелет через населенные пункты и зоны отдыха, выполнение разворотов над ними и, следовательно, уменьшит зашумленность местности, а также возможность загрязнения атмосферного воздуха пестицидами через неплотности в загрузочных люках, с поверхности самолетов и т.д.

4.4. Большое значение имеет правильная организация санитарно-защитных зон, предусматривающая создание защитных полос озеленения. Снижение уровня звука в дБ полосами зеленых насаждений следует принимать по СНиП II-12-77, ч. II, гл. 12 "Защита от шума", таблица 4.1.

Таблица 4.1

           СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ЗВУКА ДЕЛЬТА L      В ДБА
                                         А зел
                   ПОЛОСАМИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ
-------------------------------------+-------+--------------------
¦     Полоса зеленых насаждений      ¦Ширина ¦  Снижение уровня  ¦
¦                                    ¦полосы ¦звука ДЕЛЬТА L     ¦
¦                                    ¦  в м  ¦              А зел¦
¦                                    ¦       ¦       в дБА       ¦
+------------------------------------+-------+-------------------+
¦1. Однорядная при шахматной посадке ¦10 - 15¦       4 - 5       ¦
¦деревьев внутри полосы              ¦       ¦                   ¦
¦                                    ¦       ¦                   ¦
¦2. То же                            ¦16 - 20¦       5 - 8       ¦
¦                                    ¦       ¦                   ¦
¦3. Двухрядная при расстояниях между ¦21 - 25¦       8 - 10      ¦
¦рядами 3 - 5 м; ряды аналогичны     ¦       ¦                   ¦
¦однорядной посадке                  ¦       ¦                   ¦
¦                                    ¦       ¦                   ¦
¦4. Двух- или трехрядная при         ¦26 - 30¦      10 - 12      ¦
¦расстояниях между рядами 3 м; ряды  ¦       ¦                   ¦
¦аналогичны однорядной посадке       ¦       ¦                   ¦
-------------------------------------+-------+--------------------

Примечание: Эффективность снижения уровня звука определяется при высоте деревьев не менее 5 - 8 м.

4.5. Указанные величины санитарно-защитных зон согласуются с мероприятиями по защите селитебной территории от вредного влияния пестицидов согласно " по хранению, транспортировке и применению пестицидов в сельском хозяйстве" и другим ведомственным инструктивно-методическим материалам (Приложение 4).

4.6. Эксплуатация существующих ВПП сельскохозяйственной авиации может представлять определенную опасность для здоровья взрослого и детского населения в населенных пунктах, попадающих в зону воздействия авиации. В связи с этим органам и учреждениям санитарно-эпидемиологической службы, несмотря на относительную кратковременность и сезонность авиационно-химических работ, необходимо принять меры по предотвращению или значительному снижению отрицательного воздействия шума и ядохимикатов, что позволит в дальнейшем обеспечить надлежащие санитарные условия проживания, труда и отдыха населения, т.е. повысить действенность предупредительного и текущего санитарного надзора.

К таким мерам относятся: повышение требовательности к выбору мест и отводу земельных участков для размещения ВПП малой авиации сельскохозяйственного назначения, нового жилого строительства, зон и баз отдыха, пионерских лагерей и т.д., установлению необходимого размера санитарно-защитной зоны, созданию шумозащитных полос озеленения и проведению организационно-административных мероприятий по снижению распространения на жилую территорию вредных факторов, связанных с их эксплуатацией, а также по ограничению зон пролетов самолетов и вертолетов вблизи населенных пунктов.

За соблюдением допустимых уровней звука на территории жилой застройки, за условиями хранения и концентрацией ядохимикатов вблизи складских территорий, распространением их на местности должен осуществляться регулярный санитарный надзор органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Приложение 1

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ АКУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА МЕСТНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ТИПОВ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ МАЛОЙ АВИАЦИИ

Таблица 1

УРОВНИ ШУМА НА МЕСТНОСТИ, СОЗДАВАЕМЫЕ САМОЛЕТОМ АН-2

--------------------------------------+---------------------------
¦        Точка измерения шума         ¦Максимальные уровни звука ¦
¦                                     ¦на границе жилой застройки¦
¦                                     ¦         L  в дБА         ¦
¦                                     ¦          А               ¦
¦                                     +-------+---------+--------+
¦                                     ¦ Взлет ¦ Посадка ¦ Пролет ¦
+-------------------------------------+-------+---------+--------+
¦100 м перп. от центра грунтов.       ¦  73   ¦   66    ¦    -   ¦
¦ВПП (бок.)                           ¦       ¦         ¦        ¦
¦250 м от центра грунт. ВПП (бок.)    ¦  69   ¦   65    ¦    -   ¦
¦600 м от оси ВПП (бок.)              ¦  68   ¦    -    ¦    -   ¦
¦300 м от конца ВПП (по курсу)        ¦  89   ¦   82    ¦   72   ¦
¦1 км от конца ВПП (по курсу)         ¦  87   ¦   75    ¦    -   ¦
¦1,5 км от конца ВПП (по курсу)       ¦  78   ¦    -    ¦   68   ¦
¦3 км от конца ВПП (по курсу)         ¦  71   ¦    -    ¦    -   ¦
¦4 км от оси ВПП (бок.)               ¦   -   ¦    -    ¦   75   ¦
--------------------------------------+-------+---------+---------

Таблица 2

УРОВНИ ШУМА НА МЕСТНОСТИ, СОЗДАВАЕМЫЕ ВЕРТОЛЕТОМ МИ-1

-----------------+------------------------------------------------
¦Точки измерения ¦  Максимальные уровни звука на границе жилой   ¦
¦      шума      ¦             застройки, L  в дБА               ¦
¦                ¦                         А                     ¦
¦                +-------+---------------+---------------+-------+
¦                ¦Завис. ¦     Взлет     ¦    Посадка    ¦Пролет ¦
¦                ¦       +-------+-------+-------+-------+       ¦
¦                ¦       ¦на тер.¦от жил.¦со сто-¦с про- ¦       ¦
¦                ¦       ¦ жилой ¦застр. ¦роны   ¦тивоп. ¦       ¦
¦                ¦       ¦застр. ¦       ¦жил.   ¦стор.  ¦       ¦
¦                ¦       ¦       ¦       ¦застр. ¦от жил.¦       ¦
¦                ¦       ¦       ¦       ¦       ¦застр. ¦       ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦1 км по курсу от¦57 - 69¦74 - 87¦   -   ¦   -   ¦67 - 69¦79 - 84¦
¦конца ВПП       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦                ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦     - 0,5 км по¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦     ¦ курсу от ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦бок. ¦ конца ВПП¦68 - 72¦75 - 78¦63 - 76¦82 - 86¦66 - 72¦  57   ¦
¦     ¦ 0,5 км от¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦     L оси ВПП  ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+--------

Приложение 2

ПРИМЕР РАСЧЕТА ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА В ДБА В ЗАДАННОЙ ТОЧКЕ НА МЕСТНОСТИ

Определение эквивалентного уровня звука в дБА на местности вблизи ВПП сельскохозяйственной авиации расчетным методом проводится на основе измеренных максимальных (пиковых) уровней звука в дБА при пролетах самолетов и суммарной интенсивности полетов за время измерения.

Например: жилая застройка сельского населенного пункта удалена на расстоянии 250 м от оси временной, грунтовой ВПП сельскохозяйственного назначения.

Местность ровная, открытая, малоозелененная. Взлетно-посадочные операции самолета АН-2 совершаются параллельно жилой застройке, а перелет с одного участка на другой - через населенный пункт. Расчетная точка располагается на расстоянии 250 м против ВПП на границе жилой застройки.

Измерение максимальных уровней звука в дБА проведено прецизионной акустической аппаратурой - шумомером "Брюль и Къер", тип 2203 с микрофоном типа 4144 в течение 2,5 час. - с 4.30 до 7.00 час., т.е. в ночное время. По результатам измерений заполняется таблица по форме (Приложение 3):

    Для ориентировочного расчета L      необходимо:
                                  А экв
                                                0,1L
                                                    Аn
    - определить  значение  параметра  тау  x 10       для каждого
                                          n
этапа в отдельности в  зависимости  от  максимального уровня звука
по таблице 3.1;
                                                   0,1L
                                       N               Аn
    - суммировать полученные значения SUM тау  x 10       = 2,061;
                                      n=1    n
    - по  номограмме  на  рис.  1  установить  значение  L       в
                                                          А экв
                                  0,1L
                      N               Аn
зависимости от суммы SUM тау  x 10       за  период  измерения  (в
                     n=1    n
данном случае - за 2,5 часа в течение ночи) - 48,5 дБА.
    Полученные   данные   показывают,  что  рассчитанная  величина
L      составляет 48,5 дБА, т.е. превышает допустимые значения для
 А экв
ночного  времени;  максимальные  уровни   звука  L   при   взлетах
                                                  А
самолета АН-2 в четырнадцати измерениях из двадцати пяти превышают
допустимые величины на 2 - 7 дБА (56%) для ночного времени.
         ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЗАПОЛНЕНИЯ ТАБЛИЦЫ ПРОТОКОЛА
                        ПРИ РАСЧЕТЕ L
                                     А экв
----+-----T-----------+--------------+---------------+-------------------+-------
¦ N ¦Тип  ¦ Воздушная ¦ Максимальный ¦         0,1L  ¦             0,1L  ¦      ¦
¦п/п¦само-¦ операция, ¦уровень звука,¦             Аn¦ N               Аn¦      ¦
¦   ¦лета ¦этап полета¦   L , дБА    ¦тау  x 10      ¦SUM тау  x 10      ¦L     ¦
¦   ¦     ¦           ¦    А         ¦   n           ¦n=1    n           ¦ А экв¦
+---+-----+-----------+--------------+---------------+-------------------+------+
¦ 1 ¦  2  ¦     3     ¦      4       ¦       5       ¦         6         ¦  7   ¦
+---+-----+-----------+--------------+---------------+-------------------+------+
¦   ¦     ¦           ¦              ¦            9  ¦                   ¦      ¦
¦1  ¦АН-2 ¦взлет      ¦      70      ¦  0,12  x 10   ¦                   ¦      ¦
¦   ¦     ¦           ¦              ¦            9  ¦                   ¦      ¦
¦2  ¦     ¦пролет     ¦      68      ¦ 0,086  x 10   ¦                   ¦      ¦
¦   ¦     ¦           ¦              ¦            9  ¦                   ¦      ¦
¦3  ¦     ¦посадка    ¦      63      ¦ 0,039  x 10   ¦                   ¦      ¦
¦   ¦     ¦           ¦              ¦            9  ¦                   ¦      ¦
¦4  ¦     ¦взлет      ¦      69      ¦ 0,103  x 10   ¦                   ¦      ¦
¦   ¦     ¦           ¦              ¦            9  ¦                   ¦      ¦
¦5  ¦     ¦пролет     ¦      65      ¦ 0,054  x 10   ¦                   ¦      ¦
¦   ¦     ¦           ¦              ¦            9  ¦                   ¦      ¦
¦6  ¦     ¦посадка    ¦      64      ¦ 0,045  x 10   ¦                   ¦      ¦
¦   ¦     ¦           ¦              ¦            9  ¦                   ¦      ¦
¦7  ¦     ¦взлет      ¦      68      ¦ 0,086  x 10   ¦                   ¦      ¦
¦   ¦     ¦           ¦              ¦            9  ¦                   ¦      ¦
¦8  ¦     ¦посадка    ¦      61      ¦ 0,029  x 10   ¦                   ¦      ¦
¦   ¦     ¦           ¦              ¦            9  ¦                   ¦      ¦
¦9  ¦     ¦взлет      ¦      69      ¦ 0,103  x 10   ¦                   ¦      ¦
¦   ¦     ¦           ¦              ¦            9  ¦                   ¦      ¦
¦10 ¦     ¦посадка    ¦      62      ¦ 0,033  x 10   ¦                   ¦      ¦
¦   ¦     ¦           ¦              ¦            9  ¦                   ¦      ¦
¦11 ¦     ¦взлет      ¦      67      ¦ 0,073  x 10   ¦                   ¦      ¦
¦   ¦     ¦           ¦              ¦            9  ¦                   ¦      ¦
¦12 ¦     ¦пролет     ¦      66      ¦ 0,063  x 10   ¦                   ¦      ¦
¦   ¦     ¦           ¦              ¦            9  ¦                   ¦      ¦
¦13 ¦     ¦посадка    ¦      64      ¦ 0,045  x 10   ¦                   ¦      ¦
¦   ¦     ¦           ¦              ¦            9  ¦                   ¦      ¦
¦14 ¦     ¦взлет      ¦      71      ¦  0,14  x 10   ¦                   ¦      ¦
¦   ¦     ¦           ¦              ¦            9  ¦                   ¦      ¦
¦15 ¦     ¦пролет     ¦      64      ¦ 0,045  x 10   ¦                   ¦      ¦
¦   ¦     ¦           ¦              ¦            9  ¦                   ¦      ¦
¦16 ¦     ¦взлет      ¦      70      ¦  0,12  x 10   ¦                   ¦      ¦
¦   ¦     ¦           ¦              ¦            9  ¦                   ¦      ¦
¦17 ¦     ¦посадка    ¦      65      ¦ 0,054  x 10   ¦       2,061       ¦ 48,5 ¦
¦   ¦     ¦           ¦              ¦            9  ¦                   ¦      ¦
¦18 ¦     ¦взлет      ¦      70      ¦  0,12  x 10   ¦                   ¦      ¦
¦   ¦     ¦           ¦              ¦            9  ¦                   ¦      ¦
¦19 ¦     ¦посадка    ¦      62      ¦ 0,033  x 10   ¦                   ¦      ¦
¦   ¦     ¦           ¦              ¦            9  ¦                   ¦      ¦
¦20 ¦     ¦взлет      ¦      72      ¦  0,17  x 10   ¦                   ¦      ¦
¦   ¦     ¦           ¦              ¦            9  ¦                   ¦      ¦
¦21 ¦     ¦пролет     ¦      69      ¦ 0,103  x 10   ¦                   ¦      ¦
¦   ¦     ¦           ¦              ¦            9  ¦                   ¦      ¦
¦22 ¦     ¦посадка    ¦      65      ¦ 0,054  x 10   ¦                   ¦      ¦
¦   ¦     ¦           ¦              ¦            9  ¦                   ¦      ¦
¦23 ¦     ¦взлет      ¦      71      ¦  0,14  x 10   ¦                   ¦      ¦
¦   ¦     ¦           ¦              ¦            9  ¦                   ¦      ¦
¦24 ¦     ¦пролет     ¦      72      ¦  0,17  x 10   ¦                   ¦      ¦
¦   ¦     ¦           ¦              ¦            9  ¦                   ¦      ¦
¦25 ¦     ¦посадка    ¦      62      ¦ 0,033  x 10   ¦                   ¦      ¦
----+-----+-----------+--------------+---------------+-------------------+-------

Так как в исследуемой точке на границе жилой застройки уровни звука не соответствуют требованиям санитарных норм, необходимо осуществлять мероприятия по шумозащите жилой застройки, т.е. в конкретном примере это может быть достигнуто увеличением разрыва до ВПП за счет ее переноса на новый, более удаленный участок.

    Для  расчета  L        по  формуле  необходимо   дополнительно
                   А экв
определять   зависимость  эффективного  времени  воздействия  шума
(тау )  от  максимального уровня L  при каждом пролете отдельно по
    n                             А
секундомеру  - под трассой взлетов и посадок самолета, в остальных
случаях  по ГОСТ 22283-76 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума
на территории жилой застройки и методы его измерения".

Приложение 3

ПРОТОКОЛ измерений уровней шума от самолетов и вертолетов малой авиации сельскохозяйственного назначения на территории жилой застройки

"__" ____________ 19__ г.      ___________________________________
                               (населенный пункт, поселок совхоза,
                                    колхоза, других объектов)

1. Место проведения измерений:

Описание и схема расположения точек измерения шума по отношению к ВПП с указанием направлений пролетов самолетов, характера эксплуатации ВПП, степени ее благоустройства и озеленения, наличие склада ядохимикатов и расстояние до жилой застройки и защищаемых объектов.

2. Измерительные приборы (указать тип прибора, сведения о государственной или ведомственной поверке).

3. Результаты измерений уровней звука

Начало наблюдений - час.

Конец наблюдений - час.

4. Количество пролетов за время наблюдения -

-------+--------------+-------------+-----------------+-----------
¦N изм.¦  Воздушная   ¦Тип самолета,¦  Максимальный   ¦Примечания¦
¦ п/п  ¦операция, этап¦  вертолета  ¦  уровень звука  ¦          ¦
¦      ¦              ¦             ¦    L  в дБА     ¦          ¦
¦      ¦              ¦             ¦     А           ¦          ¦
+------+--------------+-------------+-----------------+----------+
¦      ¦              ¦             ¦                 ¦          ¦
-------+--------------+-------------+-----------------+-----------

5. Эквивалентный уровень звука в дБА.

6. Заключение на соответствие результатов измерений допустимым уровням авиационного шума.

    Отв. исполнитель _____________________________________________
                           (Ф.И.О., организация, должность)

Приложение 4

ПЕРЕЧЕНЬ ОФИЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫМИ НАДЛЕЖИТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО И ТЕКУЩЕГО САНИТАРНЫХ НАДЗОРОВ

1. ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 898 от 29.12.1972 "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов".

2. Постановление Совета Министров СССР N 726 от 03.10.1973 "О мерах по снижению шума на промышленных предприятиях, в городах и других населенных пунктах".

3. Приказ Министра здравоохранения СССР от 25.12.1973 N 1020 "О мерах по снижению шума на промышленных предприятиях, в городах и других населенных пунктах".

4. ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 773 от 19.08.1982 "О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения".

5. СССР об охране атмосферного воздуха. М., 1980.

6. ГОСТ 22283-76 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения" (срок действия продлен до 1 января 1988 года Постановлением Госстандарта от 25.10.1982).

7. СНиП II-12-77, ч. II "Защита от шума", М., 1978.

8. СТ СЭВ 1357-78 "Шумомеры".

9. ГОСТ 17187-71 "Шумомеры. Общие технические требования".

10. " по хранению, транспортировке и применению пестицидов (ядохимикатов) в сельском хозяйстве" N 1123-73.

11. " по технике безопасности и производственной санитарии на авиационно-химических работах", МГА, СССР, РИО, М., 1975.

Комментарии
Комментирование через социальные сервисы Facebook и Вконтакте:

Ссылки по теме

Курсы валют ЦБР

15.03.201216.03.2012
38.484338.5781
29.512529.5822
3.681013.6897
0.1997390.200537
46.222546.3701
4.657174.67429
0.3548240.353854