Все документы

Санитарные правила по устройству и содержанию общеобразовательных школ

Утверждаю
Главный государственный
санитарный врач СССР
П.БУРГАСОВ
29 сентября 1974 г. N 1186-а-74

Согласовано
Заместитель Министра
просвещения СССР
Ф.ШТЫКАЛО
29 сентября 1974 года

1. Общие положения

1. Настоящие Санитарные правила распространяются на все общеобразовательные школы - начальные, восьмилетние, средние, вечерние (сменные) и заочные школы для работающей молодежи, школы с углубленным изучением отдельных учебных предметов, школы с продленным днем, школы-интернаты, специальные школы.

2. Все нормативные положения по устройству и оборудованию помещений вновь строящихся и реконструируемых общеобразовательных школ следует принимать в соответствии с главой СНиП II-Л.65-73 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования".

Настоящие Санитарные правила распространяются на все действующие общеобразовательные школы. Устройство школ, размещенных в нетиповых зданиях, необходимо постепенно приспосабливать при реконструкции и капитальном ремонте к требованиям настоящих Правил.

3. Вновь выстроенные здания общеобразовательных школ, здания после реконструкции или проведенного ремонта могут быть допущены к эксплуатации только при наличии разрешения санитарно-эпидемиологической станции.

2. Участок общеобразовательной школы

4. Школа должна иметь самостоятельный земельный участок, изолированный и, как правило, удаленный от транспортных магистралей, промышленных, коммунальных и других предприятий, которые могут служить источниками шума и загрязнения воздуха. Почва на территории участка должна быть чистой и сухой.

5. Земельные участки ограждаются зелеными насаждениями, а примыкающие к улицам и проездам - ограждениями высотой 1,2 м.

6. Площадь озеленения участка составляет 40 - 50%. В площадь озеленения следует включать учебно-опытный участок, защитные зеленые полосы, газоны, зоны отдыха.

При размещении участков в непосредственной близости от лесных и садовых массивов площадь озеленения участков допускается сокращать на 10%.

Запрещается посадка колючих кустарников, деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.

7. На территории участка выделяются зоны: спортивная, отдыха, учебно-опытная и хозяйственная. Все зоны должны иметь удобную связь со зданием и между собой; зона отдыха - удобную связь со спальным корпусом.

8. Спортивная зона должна находиться по возможности со стороны спортивного зала и включать в себя спортивные сооружения согласно перечню, утвержденному Министерством просвещения СССР и Центральным Советом Союза спортивных обществ и организаций СССР 27 июля 1967 года.

Спортивную зону не допускается размещать со стороны окон учебных помещений.

Спортивные площадки рекомендуется располагать по длине с севера на юг.

Круговая беговая дорожка устраивается вокруг футбольного поля; прямая дорожка, как правило, вписывается в круговую. Ямы для прыжков в длину и высоту засыпаются песком, перемешанным с опилками.

При строительстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, игры в ручной мяч) необходимо использовать дренаж.

Комбинированную площадку можно асфальтировать (бетонировать), футбольное поле должно иметь травяной покров. Занятия на сырых площадках запрещаются. С целью предупреждения травм различные неровности, выбоины на спортивных площадках следует систематически засыпать и выравнивать. Заниматься на спортивных площадках можно только в спортивной обуви и одежде. Дети должны быть обучены правильному пользованию спортивным инвентарем и оборудованием.

Физкультурные площадки следует отгораживать одну от другой зелеными насаждениями. Игровые площадки, располагающиеся у здания школы, засевают невысокой, трудно вытаптываемой травой (смесь клевера, тимофеевки, райграса, лугового мятлика и др.).

9. Зона отдыха предназначается для организации подвижных и тихих игр, индивидуальных занятий учащихся на открытом воздухе.

Площадки для подвижных игр и отдыха детей во время перемен располагаются вблизи от выходов из здания и должны быть раздельными для учащихся I - II, III - IV, V - VIII классов.

Площадки для тихого отдыха располагаются в отдалении от спортивной зоны и площадок для игр. Рекомендуется размещать их вблизи от сада учебно-опытной зоны, оборудовать навесами для индивидуальных занятий.

Во II, III и IV климатических районах рекомендуется вблизи от входов в учебные секции устройство "классов на воздухе" площадью 60 кв. м.

Метеорологическую и географическую площадки следует размещать на открытом месте, на расстоянии не менее 35 м от здания школы и спортивных площадок.

На участках или в зданиях средних общеобразовательных школ предусматривается устройство учебных тиров.

10. Хозяйственная зона располагается в глубине участка со стороны входа в производственные помещения столовой и имеет отдельный въезд с улицы. В этой зоне размещаются хозяйственные постройки (навесы для инвентаря, мусоросборники и др.), а также гаражи для автомашин, тракторов и других сельскохозяйственных машин.

При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения здесь же предусматривается котельная и насосная с водонапорным баком.

Мусоросборники должны иметь плотно закрывающиеся крышки и устанавливаться на расстоянии не менее 25 м от окон и входа в столовую, на бетонированной площадке под навесом.

11. Въезды и входы на участок школы, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, а также к дворовым уборным покрываются асфальтом, щебнем, бетоном и др.

Подходы к зданию школы не менее чем за 100 м также должны иметь твердое покрытие.

12. Участки школ освещаются. В вечернее время освещение территории участка обеспечивается исходя из нормы освещенности в 20 - 40 лк на земле.

3. Основные помещения общеобразовательной школы <*>

--------------------------------

<*> Состав и площади помещений общеобразовательных школ, установленные СНиП II-Л.65-73, прилагаются.

13. Здания школ должны иметь следующие группы помещений:

учебные секции для I - III классов;

учебные секции для IV - X (XI) классов;

для трудового обучения;

учебно-спортивного и культурно-массового назначения;

для организации продленного дня;

общешкольного назначения - столовая, библиотека, административно-хозяйственные, медицинского обеспечения и др.

В школах-интернатах, школах с продленным днем и пришкольных интернатах предусматриваются секции спальных помещений.

14. Взаимное расположение отдельных групп помещений должно обеспечивать удобную функциональную связь их между собой и соответствующими зонами участков, создавать наилучшие условия для организации учебно-воспитательного процесса.

15. В зависимости от климатических условий при входах в здания устраиваются тамбуры (двойные или тройные).

16. Размещение зданий на участке должно обеспечивать благоприятные условия освещения и инсоляции отдельных групп помещений.

17. Учебные помещения в соответствии с их назначением подразделяются на собственно-учебные, учебно-производственные и учебно-спортивные. Учебно-производственные и учебно-спортивные помещения следует располагать на первом этаже в специальных блоках.

Учебные помещения для начальных классов в школах-интернатах можно размещать в одном блоке со спальными (учебно-жилые блоки).

18. Учебные и спальные помещения для воспитанников старших классов в школах-интернатах размещаются в отдельных блоках или секциях.

Секция или учебно-жилой блок должны иметь непосредственную связь с участком и помещениями общешкольного назначения.

Учебно-жилые блоки не могут быть проходными для учащихся других классов.

Учебные помещения должны быть изолированы от помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока и др.).

19. Интернаты при сельских школах следует размещать в непосредственной близости от школы, но не далее 500 м от нее.

20. Классные комнаты, учебные кабинеты и лаборатории допускается размещать на любых, кроме подвальных и цокольных, этажах здания. Кабинет биологии с уголком живой природы целесообразнее размещать на 1 этаже.

Для размещения кабинетов в здании школы рекомендуется преимущественно возрастной принцип с вертикальными или горизонтальными связями между кабинетами.

В крупных школах (4:4 или 5:5:5) вертикальная связь между кабинетами позволяет разместить в отдельных блоках учащихся V - VII и VIII - X (XI)) классов, создать специализированные секции, объединяющие кабинеты учебных дисциплин естественно-математического и гуманитарного циклов. Учебные кабинеты и другие помещения общего назначения могут быть рассредоточены или объединяться в самостоятельный блок.

Горизонтальные связи между кабинетами обеспечиваются в крупных школах при размещении учащихся 2 - 3 смежных классов на одном этаже (1 этаж - IV - V - VI классы, II - VII - VIII, III - IX - X (XI). На I этаже размещаются помещения, используемые всеми классами: мастерские, кабинеты - военный, технических средств обучения и лаборатория биологии; на II этаже - кабинеты для IV - VII и на III этаже - VIII - X (XI) классов.

В небольших школах возможна организация учебных помещений на 2 - 3 дисциплины (история и география, литература и родной язык, химия и биология и т.п.).

21. На каждом этаже блока учебных секций размещаются санитарные узлы для мальчиков и девочек. Вход в санитарный узел не должен располагаться против входа в учебные помещения.

22. Помещения для трудового обучения следует размещать изолированно от других учебных помещений (в отдельных блоках, торцах зданий на первом этаже) с устройством звукоизолирующих капитальных стен и перекрытий.

Допускается расположение учебных мастерских в цокольном этаже при наличии достаточного естественного освещения, а также в отдельном здании при условии оборудования гардероба и санитарных узлов. Межшкольные мастерские должны иметь самостоятельный участок.

23. Устройство спортивных залов должно соответствовать "Санитарным правилам содержания мест занятий по физической культуре и спорту", утвержденным Государственной санитарной инспекцией СССР 4 декабря 1957 г. N 266-57, а также учитывать возрастные особенности детей и требования педагогического процесса.

Раздевальные для девочек и мальчиков оборудуются вешалками для одежды и защитными экранами у входных дверей; при входе должен быть резиновый коврик.

24. Спальные помещения школ-интернатов и интернатов при школах группируются в самостоятельные секции для мальчиков и девочек или учебно-жилые блоки по возрастному принципу.

Секция спальных помещений включает, кроме спален, умывальные и уборные, комнаты для чистки одежды и обуви; для девочек - комнаты личной гигиены (из расчета одна на 70 девочек); при спальных помещениях целесообразно размещать душевые.

Спальни рассчитываются на 8 - 10 воспитанников I - IV классов и не более 6-ти воспитанников - V - X классов. При устройстве игровых помещений при классах (по 0,5 кв. м на ученическое место), площадь спальных помещений воспитанников I - IV классов может быть соответственно уменьшена.

25. Помещения столовой выделяются в специальный блок на 1 этаже, имеют отдельный выход на хозяйственный двор и в случае размещения школы в нескольких зданиях - крытые переходы в учебные и жилые помещения.

Помещения столовой могут размещаться в одном комплексе с учебно-спортивными и помещениями культурно-массового назначения.

Допускается при обеспечении достаточного естественного освещения размещение помещений столовой в цокольном этаже, заглубленном не более чем на 1,5 м от уровня земли.

26. Количество мест в актовом зале определяется из минимального расчета 25% общего числа учащихся в массовых школах и 50% в школах-интернатах.

27. В школах на 30 и более классов помимо кабинета врача предусматривается кабинет зубного врача.

Кабинет врача и процедурная в школах-интернатах устраиваются смежно и имеют сообщение с группой спальных помещений и изолятором.

4. Естественное и искусственное освещение

28. Все помещения школ должны иметь непосредственное прямое естественное освещение.

Наилучшими видами естественного освещения в учебных помещениях являются боковое левостороннее и ленточное с применением солнцезащитных устройств. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета. Высота правостороннего подсвета должна быть не менее 2,2 м от потолка при наличии глухой перегородки 0,8 м от пола (при высоте помещения 3,0 м).

Допускается использование матового стекла на высоту 0,8 - 1,0 м от глухой перегородки и далее 1,2 - 1,4 м оконного стекла до потолка (при общей высоте стекла 2,2 м).

29. Направление основного светового потока справа, спереди и сзади от учащихся недопустимо, так как за счет тени от корпуса и руки сидящих учеников уровень естественной освещенности на рабочих поверхностях парт и столов снижается в 3 - 4 раза.

30. Допускается освещение вторым светом проходных коридоров, не являющихся рекреационными, умывальных в школах, а также раздевальных при спортивных залах.

Освещение только искусственным светом допускается в складских, бытовых помещениях и коридорах столовых, хозяйственных и инвентарных кладовых, уборных для персонала, снарядных, душевых и уборных при спортивных залах.

31. При боковом левостороннем освещении коэффициент естественной освещенности (КЕО) на рабочей поверхности (парт, столов) в наиболее удаленной от окон точке помещения должен быть не менее 1,5%; при наличии правостороннего или верхнего подсвета среднее значение КЕО вычисляется из показателей КЕО на первых партах (столах) всех рядов и также должно составлять 1,5%; при этом необходимо учитывать равномерность освещенности на рабочей поверхности, которая выражается отношением минимальной освещенности в лк к максимальной и должна составлять не менее 0,3.

32. Нормирование естественного освещения осуществляется по количественным и качественным показателям. Количественные показатели нормируются согласно СНиП II-А.8-72 "Естественное освещение. Нормы проектирования", а качественные показатели - соотношениями яркостей между отдельными поверхностями интерьера.

Наилучшие условия видимости создаются при следующих соотношениях яркостей: тетрадь - парта 2:1 - 4:1; классная доска - тетрадь 1:3 - 1:10, которые достигаются при определенных коэффициентах отражения (ро) внутренних поверхностей учебного интерьера.

33. Для окраски парт и столов рекомендуется зеленая гамма цветов от светлого до темно-зеленого, а также цвет натуральной древесины с коэффициентом отражения 0,11 - 0,45. Для классной доски: темно-зеленый или коричневый цвет с коэффициентом отражения 0,10 - 0,20.

Стены, потолки, полы, оборудование учебных помещений должны иметь матовую поверхность. Окраску поверхностей интерьера учебных помещений следует предусматривать в теплых тонах при средневзвешенном коэффициенте отражения не менее 0,45; потолок и верхние части стен необходимо окрашивать в белый цвет. При окрашивании поверхностей интерьера в бледно-желтый, бледно-розовый, бледно-голубой и другие светлые тона коэффициент отражения должен быть не менее 0,60.

Используемые отделочные материалы, краски, лаки и т.д. должны иметь разрешение Министерства здравоохранения СССР.

34. Во избежание уменьшения светоотражения ограждающих поверхностей: витрины, плакаты, стенгазеты следует развешивать на стене, противоположной классной доске, так, чтобы верхний край этих предметов не располагался выше 1,75 м от пола. Шкафы и другое оборудование следует устанавливать у задней стены помещения. Нельзя расставлять на подоконниках комнатные цветы. Их следует помещать в переносных цветочницах высотой 65 - 75 см от пола.

35. В учебных помещениях школ (особенно с ленточным остеклением) и в спальных помещениях школ-интернатов и пришкольных интернатов всех климатических районов должны обязательно предусматриваться солнцезащитные приспособления. Для учебных помещений наилучшим видом солнцезащитных устройств являются подъемно-поворотные жалюзи, расположенные между оконными рамами. Допускается применять шторы из хлопчатобумажных тканей, обладающих достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами (поплин, штапельное полотно, репс). Запрещается применять шторы из поливинилхлоридной пленки (ПВХ). Шторы для затемнения кабинетов физики, химии, кинокласса и др. должны быть такими, чтобы в нерабочем положении они не снижали освещенности.

36. Очистку оконных стекол необходимо проводить не реже 3 - 4 раз в год снаружи и не менее 1 - 2 раз в месяц - изнутри.

37. Побелка потолка, верхних частей стен и оконных откосов проводится по мере необходимости. Двери, оконные рамы и переплеты окрашиваются белой масляной краской.

Таблица 1

НАИМЕНЬШАЯ ОСВЕЩЕННОСТЬ ОТ ОБЩЕГО ОСВЕЩЕНИЯ В ПОМЕЩЕНИЯХ ШКОЛЫ И НА УЧАСТКЕ

----+-----------------------+-----------------+--------------------+------------+-------------
¦ N ¦Наименование помещения,¦   Наименьшая    ¦   Поверхности, к   ¦Уд. мощность¦Уд. мощность¦
¦п/п¦  рабочей поверхности  ¦освещенность в лк¦ которым относятся  ¦ (ватт на 1 ¦(ватт на 1  ¦
¦   ¦                       +--------+--------+  нормы освещения   ¦кв. м пола) ¦кв. м пола) ¦
¦   ¦                       ¦при     ¦при     ¦                    ¦ при лампах ¦при люмине- ¦
¦   ¦                       ¦люмине- ¦лампах  ¦                    ¦накаливания ¦сцентном    ¦
¦   ¦                       ¦сцентных¦накали- ¦                    ¦            ¦освещении   ¦
¦   ¦                       ¦лампах  ¦вания   ¦                    ¦            ¦            ¦
+---+-----------------------+--------+--------+--------------------+------------+------------+
¦ 1 ¦           2           ¦   3    ¦   4    ¦         5          ¦     6      ¦     7      ¦
+---+-----------------------+--------+--------+--------------------+------------+------------+
¦1. ¦Классные комнаты,      ¦        ¦        ¦                    ¦            ¦            ¦
¦   ¦учебные кабинеты       ¦        ¦        ¦                    ¦            ¦            ¦
¦   ¦а) столы и парты       ¦300     ¦150     ¦Горизон. поверх. на ¦48          ¦20          ¦
¦   ¦                       ¦        ¦        ¦уровне 0,8 м от пола¦            ¦            ¦
¦   ¦б) классные доски      ¦300     ¦150     ¦Вертик. поверх.     ¦            ¦            ¦
¦2. ¦Кабинеты черчения      ¦500     ¦300     ¦Горизон. поверх. на ¦80          ¦32          ¦
¦   ¦(на столах)            ¦        ¦        ¦уровне 0,8 м от пола¦            ¦            ¦
¦3. ¦Уголок живой природы   ¦300     ¦150     ¦-"-                 ¦48          ¦20          ¦
¦4. ¦Мастерские по обработке¦300     ¦150     ¦-"-                 ¦48          ¦20          ¦
¦   ¦металла и дерева       ¦        ¦        ¦                    ¦            ¦            ¦
¦5. ¦Швейные мастерские     ¦400     ¦200     ¦-"-                 ¦64          ¦25          ¦
¦6. ¦Кабинеты обслуживающих ¦300     ¦150     ¦Горизон. поверхн. на¦48          ¦20          ¦
¦   ¦видов труда            ¦        ¦        ¦уровне 0,8 м от пола¦            ¦            ¦
¦7. ¦Пионерские комнаты     ¦300     ¦150     ¦-"-                 ¦48          ¦20          ¦
¦8. ¦Библиотека             ¦300     ¦150     ¦-"-                 ¦48          ¦20          ¦
¦9. ¦Кабинет врача          ¦200     ¦100     ¦-"-                 ¦32          ¦13          ¦
¦10.¦Учительская            ¦200     ¦100     ¦-"-                 ¦32          ¦13          ¦
¦11.¦Кабинет директора      ¦200     ¦100     ¦-"-                 ¦32          ¦13          ¦
¦12.¦Спальные комнаты       ¦75      ¦30      ¦-"-                 ¦9,6         ¦5           ¦
¦13.¦Буфеты                 ¦200     ¦100     ¦-"-                 ¦32          ¦13          ¦
¦14.¦Актовые залы           ¦200     ¦100     ¦-"-                 ¦32          ¦13          ¦
¦15.¦Спортивные залы        ¦200     ¦100     ¦-"-                 ¦32          ¦13          ¦
¦16.¦Рекреации              ¦150     ¦75      ¦-"-                 ¦24          ¦10          ¦
¦17.¦Вестибюли              ¦100     ¦50      ¦-"-                 ¦16          ¦7           ¦
¦18.¦Гардероб               ¦100     ¦50      ¦-"-                 ¦16          ¦7           ¦
¦19.¦Коридоры               ¦75      ¦30      ¦-"-                 ¦9,6         ¦5           ¦
¦20.¦Санузлы                ¦75      ¦30      ¦-"-                 ¦9,6         ¦5           ¦
¦21.¦Лестницы               ¦75      ¦30      ¦На площ. и ступ.    ¦9,6         ¦5           ¦
¦   ¦                       ¦        ¦        ¦лестн.              ¦            ¦            ¦
¦22.¦Участок                ¦40      ¦20      ¦На земле            ¦            ¦            ¦
----+-----------------------+--------+--------+--------------------+------------+-------------

Примечания: 1. В учебных и производственных мастерских, кроме общего освещения, должно быть оборудовано местное освещение у верстаков, станков машин с использованием светильников "Альфа" на гибком кронштейне.

2. При наличии в школе других мастерских по отдельным специальностям величина освещенности на рабочих поверхностях должна обеспечиваться в соответствии с характером и точностью (разрядом) проводимых работ по нормам освещения промышленных предприятий, но не ниже освещенности, нормируемой для учебных помещений.

3. Оптимальные уровни искусственной освещенности спортивного зала 400 лк.

4. В кабинете врача, учительской и кабинете директора предусматривается дополнительное местное освещение.

38. Во избежание уменьшения уровней естественной освещенности в учебных помещениях деревья следует сажать на расстоянии не ближе 10 м от здания, а ветки растущих около здания деревьев коротко подрезать каждую весну.

39. В учебных помещениях мебель следует размещать: парты и столы в классах, учебных кабинетах и лабораториях так, чтобы свет падал с левой стороны от учащихся, верстаки в столярной мастерской - перпендикулярно или под углом 30 - 45° к окнам при расстоянии между верстаками 80 см; верстаки в слесарной мастерской - вдоль окон в один или два ряда с расстоянием между рядами - 1,2 м; возможно размещение двухместных слесарных верстаков сдвоенными перпендикулярно к окнам; ножные машины в швейной мастерской - вдоль окон в один-два ряда так, чтобы свет падал на лапку машины слева.

40. Искусственное освещение и электротехнические устройства должны соответствовать требованиям главы СНиП II-А.9-71 "Искусственное освещение. Нормы проектирования".

41. Электропроводка в классах должна предусматривать возможность раздельного включения ламп для освещения 3-го ряда парт и столов (наиболее отдаленных от окон) и местного освещения классной доски. Желательно использование фотоэлектрического реле, автоматически включающего искусственное освещение при снижении уровня освещенности учебных помещений естественным светом.

42. Искусственное освещение помещений школ обеспечивается люминесцентными лампами или лампами накаливания.

При освещении люминесцентными лампами в учебном помещении площадью 50 кв. м должно быть: либо 12 действующих светильников типа ШОД-2х40 или ШЛД-2х40 (две линии по 6 светильников каждая), либо 8 светильников ШОД-2х80 или ШЛД-2х80 (по 4 светильника в ряду) - для общего освещения. Классная доска освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ШМЗ, ШКД или ЛПО-12х40, расположенными выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской. Общая электромощность на класс составляет 1040 Вт. Кроме того, для общего освещения учебных помещений могут применяться светильники типа ЛСО-02-2х40, ЛПР-2х40; в помещениях для трудового обучения устанавливаются пылевлагозащищенные светильники ПВЛ-2х40, ЛСПО-8, ЛППО-0-1. Светильники с люминесцентными лампами укомплектовываются пускорегулирующими аппаратами (ПРА, ВПП) с пониженным уровнем шума. Расстояние рядов светильников от внутренней и наружной стен - 1,5 м; между двумя рядами светильников - 3 м.

При освещении лампами накаливания в учебном помещении площадью 50 кв. м устанавливаются 7 или 8 действующих световых точек (7 - при напряжении 127 вольт, 8 - при напряжении 220 вольт) общей мощностью 2100 - 2400 вт. При этом используются подвесные на штанге (высота подвеса над рабочей поверхностью - 1,9 м) светильники рассеянного света, преимущественно отраженного светораспределения; светильник кольцевой СК-300, кольцевой металлический КМО-300, полиэтиленовый кольцевой ПКРМ - с лампами накаливания мощностью 300 вт. В виде исключения можно применять молочные шары диаметром 350 мм, тогда количество светильников увеличивается до 10.

Светильники в учебном помещении располагаются двумя рядами параллельно линии окон при расстоянии от внутренней и наружной стен - 1,5 м, от классной доски - 1,2 м, от задней стены - 1,6 м, расстояние между светильниками в рядах - 2,65 м.

В учебных кабинетах и лабораториях площадью 66 кв. м при любом освещении добавляется еще один ряд светильников.

Светильники очищаются не реже одного раза в три месяца.

Запрещается привлекать учащихся к очистке осветительной арматуры. При отсутствии централизованного снабжения населенных пунктов электроэнергией в школах устанавливаются местные источники электроэнергии.

43. Запрещается использование новых типов ламп и осветительной арматуры без разрешения учреждений санэпидслужбы.

44. Искусственное освещение следует включать в соответствии с осветительным календарем.

Таблица 2

---------+-------+---------------------------------------------------------
¦ Месяц  ¦ Числа ¦                   Графическая широта                   ¦
¦        ¦       +--------------+--------------------+--------------------+
¦        ¦       ¦   70° с.ш.   ¦      55° с.ш.      ¦      40° с.ш.      ¦
¦        ¦       +--------------+--------------------+--------------------+
¦        ¦       ¦     часы     ¦        часы        ¦        часы        ¦
+--------+-------+--------------+--------------------+--------------------+
¦Сентябрь¦1 - 15 ¦до 9, после 15¦после 16.30         ¦до 8.15, после 16.30¦
¦        ¦16 - 30¦до 8, после 16¦после 17            ¦до 8, после 17      ¦
¦Октябрь ¦1 - 15 ¦весь день     ¦до 8, после 15.30   ¦до 8.30, после 16   ¦
¦        ¦16 - 31¦до 10 после 14¦до 8, после 16      ¦до 8.30, после 16.30¦
¦Ноябрь  ¦1 - 15 ¦весь день     ¦до 9.30, после 14.30¦до 9, после 15.30   ¦
¦        ¦16 - 30¦              ¦до 9, после 15      ¦до 9, после 15.30   ¦
¦Декабрь ¦1 - 15 ¦весь день     ¦до 10, после 14     ¦до 9, после 15      ¦
¦        ¦16 - 31¦              ¦                    ¦                    ¦
¦Январь  ¦1 - 15 ¦весь день     ¦до 10, после 15     ¦до 9, после 15.30   ¦
¦        ¦16 - 31¦              ¦до 9.30, после 14.30¦до 9, после 15      ¦
¦Февраль ¦1 - 15 ¦до 10,        ¦до 9, после 16      ¦до 8.30,            ¦
¦        ¦       ¦после 14      ¦                    ¦после 16.30         ¦
¦        ¦16 - 28¦весь день     ¦до 9, после 15      ¦до 8.30, после 16   ¦
¦Март    ¦1 - 15 ¦до 8, после 16¦после 17            ¦до 8, после 17      ¦
¦        ¦16 - 31¦до 9, после 15¦до 8, после 16.30   ¦до 8.15, после 16.30¦
¦Апрель  ¦1 - 15 ¦после 19      ¦после 18.30         ¦после 17.30         ¦
¦        ¦16 - 30¦после 17.30   ¦                    ¦                    ¦
¦Май     ¦1 - 15 ¦после 19      ¦после 17.30         ¦после 17.30         ¦
¦        ¦16 - 31¦после 20      ¦после 18.30         ¦                    ¦
---------+-------+--------------+--------------------+---------------------

5. Воздушно-тепловой режим

45. В помещениях школ относительная влажность воздуха должна быть 40 - 60%; температура в зависимости от климатических условий: в классах и кабинетах 17 - 20 °С; в мастерских по обработке металла и дерева 16 - 18 °С; в спортивном зале 15 - 17 °С; в раздевальнях при спортзале 19 - 23 °С; в актовом зале, киноаудитории не ниже 17 - 20 °С; в библиотеке, кабинетах администрации, комнатах общественных организаций 17 - 21 °С; кабинетах врача 21 - 23 °С; рекреациях 16 - 18 °С; в спальных помещениях 18 - 20 °С; и умывальных 20 - 23 °С; в вестибюле, гардеробе 16 - 19 °С; в уборных 17 - 21 °С; в душевых не ниже 25 °С.

46. В каждом помещении открывающаяся площадь фрамуг и форточек должна составлять не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки в учебных и рекреационных помещениях запрещается забивать и заклеивать.

47. Учебные помещения тщательно проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. По окончании занятий и перед началом занятий, а также в перерыве между первой и второй сменами проводится сквозное проветривание помещений.

В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

Таблица 3

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СКВОЗНОГО ПРОВЕТРИВАНИЯ

--------------+---------------------------------------------------
¦  Наружная   ¦  Длительность проветривания помещений (в мин.)   ¦
¦ температура +-----------------------+--------------------------+
¦    в °С     ¦   в малые перемены    ¦    в большие перемены    ¦
¦             ¦                       ¦     и между сменами      ¦
+-------------+-----------------------+--------------------------+
¦от +10 до +6 ¦4 - 10                 ¦25 - 35                   ¦
¦от +5 до 0   ¦3 - 7                  ¦20 - 30                   ¦
¦от 0 до -5   ¦2 - 5                  ¦15 - 25                   ¦
¦от -5 до -10 ¦1 - 3                  ¦10 - 15                   ¦
¦ниже -10     ¦1 - 1,5                ¦5 - 10                    ¦
--------------+-----------------------+---------------------------

48. Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых гимнастических залах, для чего при температуре наружного воздуха выше +5 °С и скорости движения воздуха не более 2 м/сек. открывать в зале с подветренной стороны одно-два окна; при более низкой температуре наружного воздуха и большей скорости движения воздуха - одну - три фрамуги; при температуре воздуха в помещении ниже 15 - 16° на уроках гимнастики, 13 - 14° на уроках с подвижными играми проветривание зала следует прекращать. При температуре наружного воздуха ниже -10 °С и скорости движения воздуха более 7 м/сек. сквозное проветривание зала проводится в отсутствие учащихся в малые перемены 1 - 1,5 мин., в большие и между сменами - 5 - 10 минут.

49. Помещения, предназначенные для сна учащихся, должны хорошо проветриваться; сон детей проводится при открытых фрамугах и форточках (окнах).

50. В уборных и кухне оборудуется вытяжная вентиляция.

При наличии люфт-клозетов необходимо строго следить за правильной их эксплуатацией; должны быть обеспечены регулярная топка печи, хорошая тяга через выгреб (пламя, поднесенное к очку, энергично втягивается в выгреб), исправное состояние люка выгребной ямы; люк выгреба и двери люфт-клозета плотно закрываются, устройство вытяжной вентиляции в люфт-клозете помимо основной тяги через выгреб запрещается; также запрещается выливать в выгреб воду из-под умывальников и после уборки помещений.

В случае отсутствия в населенном пункте канализации и водопровода водоснабжение и способ удаления нечистот и отбросов в каждом конкретном случае решаются по согласованию с местными санитарно-эпидемиологическими станциями.

51. В помещениях для трудового обучения и учебно-производственных мастерских у станков и механизмов, работа на которых связана с выделением большого количества тепла или пыли (муфельная печь, точильные и шлифовальные круги, клееварка и др.), обеспечивается хорошая работа вытяжных устройств.

Количество удаляемого вентиляцией воздуха регулируется задвижками или жалюзи в вентиляционных отверстиях. Решетки вентиляционных отверстий ежемесячно очищаются от пыли.

52. При отсутствии централизованного источника теплоснабжения допускается устройство местной котельной согласно главе СНиП II-М.3-68 "Котельные. Нормы проектирования".

53. Печное (печами большой теплоемкости) отопление допускается только в одноэтажных зданиях школ вместимостью не более 192 ученических мест. Запрещается устанавливать железные печи. Топка должна устраиваться в коридоре.

Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее ночного сгорания топлива и не позднее чем за два часа до прихода учащихся.

6. Оборудование помещений общеобразовательной школы

54. Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом, состоянием зрения и слуха.

55. Рассаживание учащихся за партами (столами) проводится с учетом их роста (в обуви).

Гигиенические требования к размерам, расстановке школьной мебели и рассаживанию учащихся должны соответствовать инструктивно-методическому письму "Об использовании школьной мебели", утвержденному Министерством здравоохранения СССР и Министерством просвещения СССР 11 - 12.09.1974 N 1178-74.

56. В каждом классе (учебном кабинете) следует иметь парты или столы и стулья нескольких групп в зависимости от потребности. Запрещается использовать табуреты и скамейки.

Парты, столы и стулья расставляются в классе по группам: меньших размеров - ближе к классной доске, больших - дальше; для детей с пониженной остротой зрения и слуха парты, независимо от их размера, ставятся впереди. При достаточной коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду. Школьников с ревматическими заболеваниями, часто болеющих (ангина, острые воспаления верхних дыхательных путей), необходимо рассаживать дальше от окон. Не менее двух раз за учебный год учащихся, сидящих в I и III рядах, меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

57. Парты и столы устанавливаются вдоль класса в три ряда. В классах продольной конфигурации расстояние между наружной стеной класса и I рядом парт (столов) 0,6 - 0,7 м, ширина проходов между рядами 0,6 - 0,7 м, расстояние между внутренней стеной класса и партами (столами) 0,5 м, от задней стены до парт (столов) - 0,4 - 0,5 м. Расстояние от доски до первых парт 2,4 - 2,7 м и не более 8 м до последней парты; самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6 м.

В классных комнатах и кабинетах квадратной и поперечной конфигурации при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от классной доски до первых парт (столов) должно быть не менее 3,0 м, от окон до первого ряда 0,8 - 1,0 м, ширина проходов между рядами 0,6 м, от последних парт (столов) до шкафов, расположенных вдоль задней стены - 0,9 - 1,0 м. В школах первого климатического района расстояние парт (столов) от наружной стены должно быть не менее 1 м.

58. Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, ванночки для хранения мела, тряпки, держатели для указки и чертежных принадлежностей (угольника, циркуля, линейки и др.).

59. При оборудовании кабинетов химии следует руководствоваться "Правилами по технике безопасности для кабинетов химии общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР", утвержденными Министерством просвещения СССР 1 ноября 1972 года.

60. Оборудование кабинетов электротехники должно соответствовать "Правилам по технике электробезопасности при проведении занятий в кабинетах электротехники и практики на промышленных объектах", утвержденным Министерством просвещения СССР в октябре 1972 года.

61. Оборудование помещений трудового обучения должно соответствовать требованиям, изложенным в " по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных кабинетов, цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся", утвержденных Министерством просвещения СССР 23 июня 1971 года.

62. Кабинет обслуживающих видов труда оборудуется специальными столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами, манекеном и зеркалом для примерок; столы расставляются в два-три ряда вдоль окон.

При наличии одного кабинета обслуживающего труда предусматривается специальное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.

63. При проведении трудовой подготовки учащихся по автоделу следует руководствоваться "Правилами по технике безопасности и производственной санитарии для школ и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся по автоделу", утвержденными Министерством просвещения СССР 12 апреля 1973 года.

64. Мебель в спальных помещениях должна соответствовать возрастным особенностям детей, быть легкой, удобной, доступной для уборки, дезинфекции и дезинсекции.

При расстановке кроватей необходимо соблюдать следующие расстояния в см (не менее) между: длинными стропами кроватей - 50; изголовьями кроватей - 20; проходы между отдельными рядами кроватей - 100; кроватью и наружной стеной - 60.

В I-ом климатическом районе расстояние между кроватью и наружной стеной должно быть не менее 100 см.

65. При ремонте мебели, осуществляемом школой, должны строго соблюдаться основные размеры каждой группы столов и парт, а также применяться только те отделочные материалы и краски, которые разрешены Министерством здравоохранения СССР.

66. В помещениях начальных классов, лабораториях, учебных кабинетах, мастерских, помещениях медицинского обеспечения, учительской, комнате техперсонала обязательно устанавливаются умывальники.

Умывальные раковины устанавливаются на высоте 0,6 - 0,7 м от пола в зависимости от возраста учащихся; краны на высоте 0,2 - 0,25 м над верхним краем раковины. Расстояние между кранами раковин должно быть не меньше 0,5 м для младших школьников и 0,8 м для старших. Ножные ванны с высотой краев не менее 30 см от пола должны иметь деревянные подставки для опоры ног. Проход между двумя рядами умывальников должен быть не менее 1,6 м.

При каждой учебной и спальной секции или учебно-жилых блоках предусматриваются водоразборные краны с подводкой к ним горячей воды и встроенные шкафы для уборочного инвентаря.

При отсутствии в школе водопровода оборудуются наливные умывальники.

67. Унитазы в уборных устанавливаются в открытых кабинах. В уборных для старших девочек 1 - 2 кабины должны иметь двери. В секциях I - IV классов уборные оборудуются детскими унитазами. Комнаты личной гигиены девочек оборудуются восходящим душем, умывальником, тумбочкой и педальным бачком.

7. Санитарное содержание участка и помещений общеобразовательной школы

68. Школьный участок должен широко использоваться для пребывания учащихся на воздухе во время перемен, проведения занятий по физической культуре, уроков биологии на учебно-опытном участке, организации внешкольного досуга учащихся и др.

Весь участок ежедневно убирается: травы, цветы, кустарники, игровые площадки, дорожки весной и летом поливаются водой; в зимнее время общая игровая площадка и дорожки расчищаются от снега, в спортивной зоне устраиваются горки для катания на санках и заливается площадка под каток. Ранней весной и поздней осенью необходимо проводить очистку территории. Кабина дворовой уборной периодически дезинфицируется 10% раствором хлорной извести. Стульчики промываются 1 - 2 раза в день горячей водой со щелоком (или дезсредствами).

69. При входе в школу устанавливаются скребки и решетки для очистки обуви, в тамбуре - коврики и веники, в гардеробной - галошницы. Все эти приспособления перед каждой сменой занятий очищаются от грязи, пыли, снега.

70. Все помещения школы подлежат ежедневной влажной уборке: протирка подоконников, шкафов, столов, парт, мытье классных досок и т.д. Желательно при уборке использовать пылесосы. Уборка помещений проводится при открытых окнах и фрамугах. Паркетные полы один раз в месяц натираются воском или мастикой.

Уборка проводится:

спален - утром после подъема детей;

классов, мастерских, учебных кабинетов - после окончания последнего урока и повторно - после окончания подготовки уроков и работы кружков;

коридоров и рекреаций - после каждой перемены;

игровых - в конце дня;

обеденного зала - после каждого приема пищи;

гардероба (вестибюля) - после начала занятий каждой смены;

медицинских помещений - утром;

актового зала и других клубных помещений - в конце дня;

гигиенических душевых - по мере загрязнения;

санузлов в школьном здании - после каждой перемены (с применением дезсредств);

административно-хозяйственных помещений - в конце рабочего дня и по мере необходимости в течение дня.

Спортивный зал после каждого урока проветривается и убирается. Влажная уборка спортивного зала, спортивного оборудования проводится не менее двух раз в день. Маты следует выколачивать на открытом воздухе не реже одного раза в неделю. Учащиеся допускаются в спортивный зал только в спортивных костюмах и обуви.

71. Уборка умывальных и уборных проводится после каждой перемены с применением дезсредств (0,5 - 1,0% осветленный раствор хлорной извести, двутретьосновная соль гипохлорита кальция, натриевая соль дихлоридоциануровой кислоты и др.).

Уборочный инвентарь маркируется и хранится в специальных шкафах или помещениях. Инвентарь, используемый для уборки туалетов, хранится отдельно.

8. Школьные столовые и буфеты

72. Школьные столовые (буфеты) устраиваются в соответствии с санитарными требованиями, строгое соблюдение которых необходимо при приготовлении, хранении, приеме пищи и обработке посуды.

73. Внутренняя отделка, оборудование пищеблока и технология приготовления пищи должны соответствовать требованиям "Санитарных правил для предприятий общественного питания", утвержденных Минздравом СССР 17 июня 1961 г. N 372-61.

Количество мест в обеденном зале определяется из расчета не более 2-х посадок учащихся в школах-интернатах и 4-х - в массовых школах.

74. Обеденные залы следует оборудовать столами на 4 - 6 - 10 мест и стульями или табуретами. При расстановке столов в обеденных залах следует учитывать расстояния (в см): между столами и раздачей или окном (дверью) для приема грязной посуды - 150 - 200; между рядами столов - 100 - 150; между столами и стеной - 40 - 60. Столы должны иметь гигиеническое покрытие - мрамор, пластик и др., легко моющееся, устойчивое против высокой температуры и дезинфицирующих средств. Столы ежедневно моют горячей водой с содой и мылом, а после каждой посадки протираются влажными чистыми тряпками.

Умывальники в столовых (буфетах) следует предусматривать из расчета 1 кран (или 0,6 м желобкового умывальника) на 20 посадочных мест, их устанавливают в расширенных проходах или коридорах, ведущих в обеденный зал, либо специально отведенном месте обеденного зала.

75. Столовая посуда может быть фарфоровой, эмалированной или из нержавеющей стали. Не рекомендуется употребление алюминиевой посуды и запрещается применение пластмассовой посуды (кружки, тарелки).

Для мытья столовой посуды устанавливаются трехгнездные моечные ванны. После удаления остатков пищи посуду моют последовательно в двух отделениях ванны при температуре воды 45 - 50°. В первое отделение добавляются моющие средства (горчица, питьевая или кальцинированная сода, жидкость "Прогресс" и др.). После мытья посуду обливают кипятком в третьем отделении ванны. Чайная посуда моется в двухгнездной ванне. При наличии моечных машин мытье посуды проводится после полного удаления остатков пищи.

76. Время пользования столовой (буфетом) для каждого класса устанавливается особым расписанием. Питание учащихся начальных классов организуется под наблюдением учителя или старшеклассников. Перед приемом пищи учащиеся обязательно моют руки с мылом и сушат полотенцами (бумажные, электро).

77. Все работники школьных столовых (буфетов) должны проходить обязательные профилактические медицинские обследования согласно " по проведению обязательных профилактических медицинских обследований лиц, поступающих на работу и работающих в пищевых предприятиях, на сооружениях по водоснабжению, в детских учреждениях и др.", утвержденной Главным государственным санитарным инспектором СССР по согласованию с ВЦСПС 6 февраля 1961 г. N 352-61, изменениям и дополнениям к ней, утвержденным Главным санитарным врачом СССР 26 августа 1965 г. N 10-83/14-104.

78. Персонал столовых (буфетов) обеспечивается специальной одеждой (халатами, колпаками, косынками) и необходимыми условиями для соблюдения правил личной гигиены.

79. Питьевые фонтанчики содержатся в исправном состоянии и регулярно очищаются. В школах, где отсутствуют питьевые фонтанчики, учащиеся обеспечиваются остуженной кипяченой водой. Эмалированные бачки закрываются крышками и сверху покрываются чехлами из белой материи. Около бачков должен быть набор чистых стаканов или эмалированных кружек. Вода в бачках меняется ежедневно, а стаканы и кружки после их использования моются горячей водой.

80. Директор и медицинский персонал школы обязаны проявлять постоянную заботу о школьном питании и осуществлять повседневный контроль за работой школьной столовой (буфета).

Питание учащихся в школах организуется в соответствии с Инструктивно-методическими "По организации общественного питания учащихся в общеобразовательных школах", утвержденными Министерством просвещения СССР 19 августа 1974 г. N 74-М, Министерством торговли СССР 19 августа 1974 г. N 0152-75, Министерством здравоохранения СССР 15 августа 1974 г. N 1174-74, Центросоюзом 15 августа 1974 г. N 01-145.

9. Организация учебно-воспитательного режима

81. Учебно-трудовая нагрузка учащихся должна соответствовать количеству часов, предусмотренному средней общеобразовательной школы.

Максимальное количество обязательных часов в неделю для I - IV классов - 24 часа, для V - VIII - 30 часов, для IX - X (XI) - 32 часа.

В национальных школах РСФСР и в школах других союзных республик с десятилетним сроком обучения допускается увеличение учебной нагрузки против указанных выше норм до 2 - 3 часов в неделю в каждом классе.

Факультативные занятия не должны превышать 2-х часов в неделю в VII классах, 4-х - в VIII, 6-ти - в IX - X (XI). Факультативные занятия следует проводить в дни с наименьшим количеством уроков, а перерывом не менее 45 - 60 минут после обязательных занятий.

82. При составлении расписания уроков учитывается оптимальное соотношение, а также правильное чередование в течение дня и недели предметов естественно-математического и гуманитарного циклов с уроками пения, рисования, труда и физкультуры.

Сдвоенные уроки допускаются только при проведении лабораторных и контрольных работ, уроков труда и на занятиях физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке.

83. Продолжительность перемен между уроками для учащихся всех классов 10 мин., большой перемены (после 2-го урока) 30 мин.; вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устраивать перемены по 20 минут каждая.

Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха в подвижных играх.

84. Домашние задания даются учащимся с учетом возможности выполнения их в пределах: в I классе - до 1 часа; во II - до 1,5 часов; III - IV - до 2 часов; в V и VI - до 2,5 часов; в VII - до 3 часов; в VIII - X (XI) - до 4 часов.

85. При использовании технических средств обучения (экранно-звуковых, экранных и звуковых) следует учитывать ряд рекомендаций, изложенных в "Гигиенических рекомендациях по использованию технических средств обучения (экранно-звуковых, экранных и звуковых) в учебном процессе", утвержденных Министерством просвещения СССР 29 сентября 1974 г. N 04-6-17/8 и Главным государственным санитарным врачом СССР 29 сентября 1974 г. N 1186-а-74.

При проведении общественно-полезного труда учащихся следует руководствоваться циркулярным письмом Министерства просвещения СССР от 30 декабря 1971 г. N 84-М.

10. Гигиеническое воспитание учащихся

86. Гигиеническое воспитание и обучение школьников должно осуществляться прежде всего в процессе сообщения учителями сведений по гигиене, предусмотренных учебными программами в порядке обязательной учебной работы на уроках русского (родного) языка, ботаники, зоологии, анатомии, физиологии и гигиены человека, на уроках физической культуры и труда.

87. Основной формой гигиенического воспитания школьников I - III классов являются специальные занятия по практической гигиене. Одним из видов внеклассной работы по гигиеническому воспитанию учащихся IV - X (XI) классов является организация "Школы здоровья", клубов и кружков "Юный медик", "Юный микробиолог" и др.

88. Педагогический персонал обязан требовать от учащихся выполнения установленного санитарно-противоэпидемического режима, соблюдения чистоты помещений и участка, тщательного проветривания классов, опрятности одежды и обуви, чистых рук, а также правильной посадки за партами (столами).

Санитарный актив учащихся под наблюдением классных руководителей систематически проверяет чистоту рук и одежды учащихся, наличие носовых платков и т.д.

89. Работа по гигиеническому воспитанию и обучению учащихся проводится медицинским персоналом и учителями школы при участии работников домов санитарного просвещения, санитарно-эпидемиологических станций и других лечебно-профилактических учреждений, а также комсомольского, пионерского актива и первичных организаций Красного Креста и Красного Полумесяца.

90. Вопросы санитарного состояния школ систематически рассматриваются на заседаниях педагогических советов школ, советах народного образования.

11. Ответственность за выполнение Санитарных правил

91. Ответственность за выполнение настоящих Санитарных правил возлагается на администрацию общеобразовательной школы.

92. Медицинский персонал осуществляет повседневный контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемического режима в процессе учебных занятий и внеклассной работы учащихся.

93. Периодический контроль за выполнением настоящих Санитарных правил возлагается на санитарно-эпидемиологические станции.

С изданием настоящих Санитарных правил утрачивают силу:

1. Санитарные содержания общеобразовательных школ и учебных помещений школ-интернатов N 397-62, утвержденные Зам. Главного государственного санитарного инспектора СССР 22 мая 1962 г.

2. Санитарные правила устройства и содержания школ-интернатов N 422-64, утвержденные заместителем Главного санитарного врача СССР 24 апреля 1964 г.

3. Временные санитарные правила по устройству и содержанию сельских школьных интернатов N 265-59, утвержденные заместителем Главного государственного санитарного инспектора СССР 16 июня 1959 г.

4. Временные санитарные правила организации и содержания учебных цехов, участков, пролетов, школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских N 445-63, утвержденные заместителем Главного государственного санитарного инспектора 16 июля 1963 г.

Приложение

Извлечения
из главы СНиП II-Л.65-73
"Общеобразовательные школы
и школы-интернаты. Нормы
проектирования"

СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ ЗДАНИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ, КВ. М

-------------------+---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
¦   Наименование   ¦                                                   Типы зданий школ                                                 ¦
¦    помещений     +-------------+------------------------+-----------------------------------------------------------------------------+
¦                  ¦  начальные  ¦    неполные средние    ¦                                    средние                                  ¦
¦                  +-------------+---------------+--------+---------+-----------+-----------+-----------+---------------+---------------+
¦                  ¦ на 4 класса ¦ на 8 классов  ¦на 10   ¦  на 12  ¦   на 16   ¦   на 20   ¦   на 30   ¦     на 40     ¦     на 50     ¦
¦                  +------+------+-------+-------+классов ¦ классов ¦  классов  ¦  классов  ¦  классов  ¦    классов    ¦    классов    ¦
¦                  ¦(140  ¦(80   ¦(192   ¦(320   ¦(392    ¦  (464   ¦   (624    ¦   (784    ¦   (1176   ¦(1568 учащихся)¦(1960 учащихся)¦
¦                  ¦уча-  ¦уча-  ¦уча-   ¦уча-   ¦учащих- ¦учащихся)¦ учащихся) ¦ учащихся) ¦ учащихся) ¦               ¦               ¦
¦                  ¦щихся)¦щихся)¦щихся) ¦щихся) ¦ся)     ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
+------------------+------+------+-------+-------+--------+---------+-----------+-----------+-----------+---------------+---------------+
¦        1         ¦  2   ¦  3   ¦  4    ¦   5   ¦   6    ¦    7    ¦     8     ¦     9     ¦    10     ¦      11       ¦       12      ¦
+------------------+------+------+-------+-------+--------+---------+-----------+-----------+-----------+---------------+---------------+
¦1. Классные       ¦  64  ¦ 100  ¦ 272   ¦  400  ¦ 200    ¦ 200     ¦ 200       ¦ 400       ¦  600      ¦  800          ¦ 1000          ¦
¦помещения         ¦------¦------¦------ ¦------ ¦------  ¦------   ¦------     ¦------     ¦-------    ¦-------        ¦-------        ¦
¦                  ¦2 х 32¦2 х 50¦8 х 34 ¦8 х 50 ¦4 х 50  ¦4 х 50   ¦4 х 50     ¦8 х 50     ¦12 х 50    ¦16 х 50        ¦20 х 50        ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
¦2. Учебные        ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
¦кабинеты:         ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
¦а) родного языка  ¦-     ¦-     ¦-      ¦-      ¦-       ¦50       ¦50         ¦50         ¦  116      ¦  116          ¦    166        ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦-------    ¦-------        ¦-----------    ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦66 + 50    ¦66 + 50        ¦66 + 50 х 2    ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
¦б) литературы     ¦-     ¦-     ¦-      ¦-      ¦  66    ¦  66     ¦  66       ¦  66       ¦  116      ¦  116          ¦    166        ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦------- ¦-------  ¦-------    ¦-------    ¦-------    ¦-------        ¦-----------    ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦50 + 16 ¦50 + 16  ¦50 + 16    ¦50 + 16    ¦66 + 50    ¦66 + 50        ¦66 + 50 х 2    ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
¦в) иностранных    ¦-     ¦-     ¦-      ¦-      ¦50      ¦50       ¦  82       ¦  82       ¦    114    ¦    146        ¦    178        ¦
¦языков            ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦-------    ¦-------    ¦-----------¦-----------    ¦-----------    ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦50 + 32    ¦50 + 32    ¦50 + 2 х 32¦50 + 3 х 32    ¦50 + 4 х 32    ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
¦г) истории и      ¦-     ¦-     ¦-      ¦-      ¦-       ¦-        ¦50         ¦50         ¦ 100       ¦  116          ¦    166        ¦
¦обществоведения   ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦------     ¦-------        ¦-----------    ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦2 х 50     ¦66 + 50        ¦66 + 2 х 50    ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
¦д) географии      ¦-     ¦-     ¦-      ¦-      ¦  66    ¦  66     ¦  66       ¦  66       ¦  66       ¦  116          ¦  116          ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦------- ¦-------  ¦-------    ¦-------    ¦-------    ¦-------        ¦-------        ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦50 + 16 ¦50 + 16  ¦50 + 16    ¦50 + 16    ¦50 + 16    ¦66 + 50        ¦66 + 50        ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
¦е) математики     ¦-     ¦-     ¦-      ¦-      ¦50      ¦50       ¦  116      ¦  116      ¦    166    ¦      282      ¦      332      ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦-------    ¦-------    ¦-----------¦---------------¦---------------¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦66 + 50    ¦66 + 50    ¦66 + 2 х 50¦2 х 66 + 3 х 50¦2 х 66 + 4 х 50¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
¦ж) черчения и     ¦-     ¦-     ¦-      ¦-      ¦66      ¦66       ¦66         ¦66         ¦66         ¦66             ¦66             ¦
¦изобразительных   ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
¦искусств          ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
¦з) военный и ком- ¦-     ¦-     ¦-      ¦-      ¦8       ¦72       ¦72         ¦72         ¦72         ¦72             ¦72             ¦
¦ната для хранения ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
¦учебного оружия   ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
¦<*>               ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
¦и) технических    ¦-     ¦-     ¦-      ¦-      ¦-       ¦-        ¦-          ¦  66       ¦  66       ¦  66           ¦  66           ¦
¦средств обучения с¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦-------    ¦-------    ¦-------        ¦-------        ¦
¦инвентарной <*>   ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦50 + 16    ¦50 + 16    ¦50 + 16        ¦50 + 16        ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
¦к) класс пения и  ¦-     ¦-     ¦-      ¦-      ¦-       ¦-        ¦-          ¦50         ¦50         ¦50             ¦50             ¦
¦музыки            ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
¦3. Помещения тех- ¦                             ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
¦нического центра: ¦                             ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
¦а) радиоузел и    ¦Совмещенная с киноаппаратной ¦        ¦4        ¦6          ¦6          ¦8          ¦8              ¦8              ¦
¦дикторская <*>    ¦                             ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
¦                  ¦                             ¦        ¦         ¦           ¦                                                       ¦
¦б) инвентарная для¦-     ¦-     ¦-      ¦-      ¦6       ¦6        ¦8          ¦                используется кабинет ТСО               ¦
¦хранения техничес-¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦                                                       ¦
¦ких средств и     ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦                                                       ¦
¦аппаратуры <*>    ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦                                                       ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦                                                       ¦
¦в) фотолаборатория¦-     ¦-     ¦-      ¦6      ¦6       ¦6        ¦6          ¦6          ¦8          ¦10             ¦10             ¦
¦<*>               ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
¦4. Лаборатории:   ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
¦а) физики и       ¦-     ¦-     ¦50     ¦66     ¦66      ¦66       ¦66         ¦66         ¦ 132       ¦ 132           ¦ 198           ¦
¦астрономии <*>    ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦------     ¦------         ¦------         ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦2 х 66     ¦2 х 66         ¦3 х 66         ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
¦б) химии <*>      ¦-     ¦-     ¦-      ¦-      ¦66      ¦66       ¦66         ¦66         ¦66         ¦ 132           ¦ 132           ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦------         ¦------         ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦2 х 66         ¦2 х 66         ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
¦в) биологии <*>   ¦-     ¦-     ¦-      ¦-      ¦-       ¦66       ¦66         ¦66         ¦66         ¦66             ¦ 132           ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦------         ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦2 х 66         ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
¦к ним: лаборант-  ¦-     ¦-     ¦  32   ¦  48   ¦  48    ¦  48     ¦  48       ¦  48       ¦  64       ¦  80           ¦ 112           ¦
¦ские физики, химии¦      ¦      ¦------ ¦------ ¦------  ¦------   ¦------     ¦------     ¦------     ¦------         ¦------         ¦
¦и биологии <*>    ¦      ¦      ¦2 х 16 ¦3 х 16 ¦3 х 16  ¦3 х 16   ¦3 х 16     ¦3 х 16     ¦4 х 16     ¦5 х 16         ¦7 х 16         ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦
¦г) уголок живой   ¦-     ¦-     ¦-      ¦32     ¦32      ¦32       ¦50         ¦50         ¦50         ¦-              ¦-              ¦
¦природы в школах, ¦      ¦      ¦       ¦       ¦        ¦         ¦           ¦           ¦           ¦               ¦               ¦

Комментарии
Комментирование через социальные сервисы Facebook и Вконтакте:

Ссылки по теме

Курсы валют ЦБР

27.02.201428.02.2014
49.182349.3454
35.787236.0501
3.679923.55173
0.1936850.195924
59.693060.1171
5.843865.88141
0.3497230.352155