Все документы

НМО ГА-95. Система сертификации на воздушном транспорте. Наставление по метеорологическому обеспечению гражданской авиации

4.15. Радиолокационные наблюдения

4.15.1. На аэродромах, оборудованных метеорологическими радиолокаторами (МРЛ), проводятся наблюдения за пространственным распределением облачных образований, зон осадков, их перемещением и эволюцией.

4.15.2. В период полетов наблюдения с помощью МРЛ проводятся ежечасно, в остальное время - через три часа. При обнаружении в районе аэродрома очагов с грозоопасными кучево-дождевыми облаками или интенсивными ливневыми осадками, шквалами наблюдения в радиусе 100 км проводятся через 30 мин. в режиме "Шторм".

4.15.3. Результаты ежечасных наблюдений оформляются в виде карт радиолокационной обстановки, а положение очагов уточняется по результатам наблюдений, проводимых между ежечасными сроками. Указанная информация передается дежурному синоптику, а также диспетчерам УВД в соответствии с требованиями, изложенными в главе 10. Информация о положении грозовых очагов может передаваться также по прямым речевым каналам или телефону.

Примечание. Обработка и интерпретация данных радиолокационных наблюдений производится в соответствии с "Руководством по производству наблюдений и применению информации с МРЛ".

4.15.4. При наличии очагов в радиусе 100 км от аэродрома информация об их положении включается в передачи ATIS или радиовещательные ОВЧ-передачи, не относящиеся к типу VOLMET. В указанную информацию включаются следующие сведения:

а) характер очага;

б) местоположение центра очага относительно контрольной точки аэродрома (КТА): азимут и удаление;

в) направление перемещения очага в румбах и скорость в км/ч.

Примечание. При наличии нескольких очагов с разрывами между ними менее 50 км, диаметре одиночного очага более 20 км или угловых размерах более 10° указывается граница зоны очага (очагов) путем передачи данных об азимутах (по часовой стрелке) и расстояниях по точкам, выбранным вдоль границы очага или зоны очагов.

4.15.5. На аэродромах, не оборудованных МРЛ, для получения метеорологической радиолокационной информации используются:

а) выносные индикаторы аэродромных радиолокаторов, устанавливаемые в помещении аэродромного метеорологического органа;

б) МРЛ, используемые другими метеорологическими органами на удалении до 50 км от аэродрома.

4.15.6. Если в зоне обзора МРЛ не наблюдается отражений от мощной кучевой и кучево-дождевой облачности и синоптическая обстановка исключает возможность ее образования, наблюдения по МРЛ проводятся в период полетов в сроки, определяемые начальником АМСГ.

4.15.7. Использование автоматизированных систем приема и обработки радиолокационных данных определяется специальными инструкциями и утверждается аэродромными и метеорологическими органами и органами УВД.

4.15.8. На аэродромах, оборудованных автоматизированными метеорологическими радиолокационными комплексами (АМРК), наблюдения проводятся в соответствии с Руководством по производству наблюдений на автоматизированном метеорологическом радиолокационном комплексе РД 52.04.000.92. Порядок работы и выдача очагов опасных явлений не меняются.

4.16. Наблюдения за ветром на высотах

4.16.1. Наблюдения за ветром на высотах с помощью шаров-пилотов проводятся аэродромными метеорологическими органами в период полетов через каждые 3 ч, а также в другие сроки при необходимости. По данным наблюдений определяется направление и скорость ветра на высоте 100 м и на уровне аэродромного круга(ов) полетов.

Примечание. Вместо данных шаропилотных наблюдений, проводимых на аэродроме, могут использоваться данные аэрологических станций и других метеорологических органов, расположенных в радиусе до 10 км от аэродрома, а также данные о ветре, получаемые с борта воздушных судов.

4.16.2. Шаропилотные наблюдения не проводятся при одном или нескольких из указанных ниже условий:

а) облачность или вертикальная видимость ниже 150 м;

б) скорость ветра у поверхности земли более 15 м/с;

в) температура воздуха ниже -30 °С или выше +40 °С;

г) наблюдаются осадки в жидкой или смешанной фазах, исключающие возможность использования оптического теодолита;

д) при грозе над аэродромом.

4.16.3. Выпуск шаров-пилотов на аэродроме производится по согласованию с органом УВД.

4.16.4. При невозможности определения характеристик ветра на высоте круга инструментальным способом:

а) используются данные бортовых измерительных систем;

б) аэродромные метеорологические органы с синоптической частью обеспечивают предоставление прогностических данных.

4.16.5. Использование дополнительных датчиков ветра, устанавливаемых на аэродромных зданиях и сооружениях для оценки сдвига ветра, производится в соответствии со специальной инструкцией.

Глава 5. НАБЛЮДЕНИЯ И ДОНЕСЕНИЯ С БОРТА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

5.1. Общие положения

5.1.1. Метеорологические наблюдения, проводимые с борта воздушных судов, используются для получения информации об условиях погоды над районами, недостаточно освещенными обычными наземными метеонаблюдениями, а также для получения информации о наличии сильной турбулентности, обледенения, сдвига ветра и других явлений, которые могут оказать неблагоприятное влияние на безопасность полетов воздушных судов.

5.1.2. Метеорологические органы по данным наблюдений с борта воздушных судов (в комплексе с информацией, получаемой из других источников) обеспечивают слежение за изменениями метеорологической обстановки и составление коррективов к прогнозам и предупреждений по маршрутам и районам полетов.

5.1.3. Наблюдения с борта воздушных судов подразделяются на следующие виды:

а) наблюдения на этапе набора высоты, снижения;

б) наблюдения при полете по воздушной трассе или району выполнения авиационных работ;

в) специальные и другие нерегулярные наблюдения с борта;

г) наблюдения по форме AIREP при выполнении международных полетов.

5.2. Наблюдения во время набора высоты при взлете и снижения при заходе на посадку

5.2.1. Экипажи воздушных судов во время набора высоты (снижения) сообщают данные о высоте нижней и верхней границы облаков, наличии обледенения, турбулентности, сдвига ветра, а также ветра на 100 м и высоте круга. Указанные сведения передаются диспетчеру при наборе высоты после достижения безопасной высоты или во время снижения.

5.2.2. В тех случаях, когда аэродромным метеорологическим органам выпущено предупреждение о сдвиге ветра в зонах набора высоты или захода на посадку, который фактически не наблюдается, экипаж воздушного судна сообщает об этом диспетчеру УВД по возможности.

5.3. Наблюдения при полете по воздушной трассе или в районе выполнения авиационных работ

5.3.1. Указанные наблюдения проводятся во всех случаях, когда имеют место сильная турбулентность, обледенение или другие условия (явления), которые, по мнению командира воздушного судна, могут влиять на безопасность полетов других воздушных судов. Информация о наличии указанных условий и явлений передается сразу после их обнаружения.

5.3.2. Для определения возможности полетов по ПВП при сложной метеорологической обстановке по решению руководителя предприятия ГА производится разведка погоды. К полетам на разведку погоды могут привлекаться синоптики аэродромного метеорологического органа, оформленные в установленном порядке.

5.4. Специальные наблюдения и другие нерегулярные наблюдения

5.4.1. Наблюдения проводятся в случаях, когда аэродромный метеорологический орган, обеспечивающий полеты в районе УВД, через который следует воздушное судно, запрашивает определенные данные.

5.5. Наблюдения с борта воздушных судов по форме AIREP

5.5.1. Порядок проведения наблюдений при выполнении международных полетов по форме AIREP с борта воздушных судов, регистрации данных наблюдений, их передачи с борта воздушных судов и дальнейшего распространения определен специальной Инструкцией.

5.6. Регистрация данных бортовых наблюдений

5.6.1. Данные наблюдения с борта воздушного судна, кроме тех, которые указаны в разд. 5.5, регистрируются на специальном бланке "Бортовая погода", если экипаж воздушного судна был обеспечен таким бланком перед вылетом.

5.6.2. Сообщения с борта воздушных судов, получаемые аэродромным метеорологическим органом через орган УВД, регистрируются в специальном журнале.

5.7. Послеполетное сообщение

5.7.1. По прибытии воздушного судна на аэродром заполненный бланк "Бортовая погода" (или в форме AIREP в случае международного полета) передается экипажем аэродромному метеорологическому органу.

5.7.2. Командир воздушного судна или один из членов летного экипажа представляет устную информацию о метеорологических условиях, наблюдавшихся во время полета, которая регистрируется метеорологом в специальном журнале.

5.8. Обмен донесениями с борта воздушных судов между метеорологическими органами

5.8.1. Аэродромный метеорологический орган, получивший от диспетчера УВД донесение с борта воздушного судна, следующего по воздушной трассе, направляет его:

а) ГАМЦ, ЗАМЦ, ответственному за подготовку авиационных прогностических карт погоды по региону, к которому относится орган, передающий донесение;

б) РЦЗП Москва;

в) другим метеорологическим органам, обеспечивающим смежные РЦ ЕС УВД.

Примечание. Требования п. 5.8.1 не относятся к донесениям, получаемым от воздушных судов, выполняющих полеты по ПВП, а также к донесениям, содержащим результаты наблюдений во время набора высоты или захода на посадку.

5.8.2. Метеорологический орган приписного аэродрома передает получаемые с борта воздушных судов донесения метеорологическому органу базового аэродрома. Донесения, содержащие информацию, указанную в п. 5.3.1, передаются немедленно.

Глава 6. ПРОГНОЗЫ ПОГОДЫ

6.1. Интерпретация и использование прогнозов погоды

6.1.1. В связи с изменчивостью метеорологических элементов во времени и пространстве, а также ввиду несовершенства методики прогнозирования и определения некоторых элементов погоды пользователям авиационных прогнозов погоды следует рассматривать конкретное значение любого указанного в прогнозе элемента погоды как наиболее вероятную величину, которую данный элемент может иметь в течение периода действия прогноза. Точно так же, когда в прогнозе указывается время возникновения какого-либо явления или изменения элемента погоды, оно рассматривается как наиболее вероятное время.

6.1.2. Выпуск метеорологическим органом нового регулярного (последующего) прогноза погоды по аэродрому или корректива к нему означает, что ранее действующий однотипный прогноз и на тот же период времени (или часть его) автоматически аннулируется.

6.2. Прогнозы погоды по аэродрому

6.2.1. Прогнозы погоды по аэродрому составляются аэродромным метеорологическим органом и состоят из краткого сообщения об ожидаемых метеорологических условиях на аэродроме в течение определенного периода времени. Прогноз содержит сведения о приземном ветре, видимости, явлениях погоды и облачности, а также об ожидаемых существенных изменениях одного или нескольких из этих элементов в течение данного периода времени.

6.2.2. Длина текста прогноза и количество в нем групп изменений сводится к минимуму.

6.2.3. В прогнозы по аэродрому включаются дополнительные элементы погоды по согласованию между метеорологическим органом и эксплуатантом данного аэродрома.

6.2.4. Метеорологические органы, составляющие прогнозы по аэродрому, осуществляют постоянный контроль за прогнозами и вносят в них, по мере необходимости, соответствующие коррективы.

6.2.5. Необходимость внесения коррективов в прогнозы, а также включение групп изменений определяются следующими критериями:

а) ожидается, что:

- изменения приземного ветра превысят важные в эксплуатационном отношении значения и потребуют смены используемой ВПП;

- изменения попутного и бокового компонентов на ВПП превысят значения, которые являются эксплуатационными пределами для воздушных судов, выполняющих полеты на данном аэродроме;

- направление приземного ветра изменится с переменного на среднее направление или со среднего направления на переменное;

б) в соответствии с прогнозом видимость достигнет или превысит:

- 150, 350, 600, 800, 1500 м или 3000 м;

- 5000 м - в случае выполнения значительного числа полетов по правилам визуальных полетов;

в) прогнозируется начало или прекращение, или изменение интенсивности любого из следующих явлений погоды или их сочетаний:

- замерзающие (переохлажденные) осадки (гололед);

- замерзающий туман;

- умеренные (видимость 1 - 2 км) или сильные (видимость менее 1000 м) осадки (включая ливни);

- пыльный, песчаный или снежный поземок;

- пыльная низовая метель, песчаная метель или общая метель (включая метель);

- пыльная буря;

- песчаная буря;

- гроза (с осадками или без осадков);

- шквал;

- воронкообразное облако (торнадо или смерч);

- прочие явления погоды, указанные в пункте 4.9.1, если ожидается, что они приведут к значительному изменению видимости;

г) ожидается, что высота нижней границы нижнего слоя или массива облаков типа BKN или OVC достигнет или превысит:

- 30, 60, 150 или 300 м, или

- 450 м - в случае выполнения значительного числа полетов по правилам визуальных полетов;

д) в соответствии с прогнозом количество октантов слоя или массива облаков ниже 450 м изменится:

- от SCT (3 - 4 окт.), FEW (1 - 2 окт.) или SKC (ясно) до BKN (5 - 7 окт.) или OVC (8 окт.), или

- от BKN или VOC до SCT, FEW или SKC;

е) прогнозируется развитие или рассеивание кучево-дождевых облаков;

ж) в соответствии с прогнозом вертикальная видимость достигнет или превысит 30, 60, 150 или 300 м;

з) любые другие критерии, основанные на эксплуатационных минимумах данного аэродрома и согласованные между полномочным метеорологическим органом и заинтересованными эксплуатантами (п. 6.2.3).

6.2.6. Прогнозы составляются на период действия 9 или 12 ч. При необходимости, по согласованию между управлениями по гидрометеорологии и эксплуатантом дополнительно составляются прогнозы на 6, 18 или 24 ч.

6.2.7. Прогнозы с периодом действия 6 - 12 ч составляются каждые 3 ч; с периодом действия 18 ч и более - каждые 6 ч. Прогнозы выпускаются с заблаговременностью не менее 1 ч до начала времени их действия.

6.2.8. В аэропортах с некруглосуточной работой начало периода действия первого прогноза по аэродрому может отклоняться от стандартного, а заблаговременность выпуска может составлять менее 1 ч до начала действия. Продолжительность периода действия прогноза может быть больше или меньше 9 (6) ч.

6.2.9. Прогнозы погоды по приписным аэродромам при отсутствии или непоступлении данных о фактической погоде составляются как ориентировочные.

6.2.10. Прогнозы по аэродрому и коррективы к ним составляются в формате кода TAF или открытым текстом с принятыми сокращениями.

Примеры прогноза по аэродрому кодом TAF:

TAF YMPC 200130Z 200312 16004MPS 9000 BKN020 BECMG 0608

SCT015CB BKN020 TEMPO 0812 18009G14MPS 1000 TSRA

SCT010CB BKN020 FM1200 15004MPS 9999 BKN020 BKN100

Содержание прогноза:

Прогноз по аэродрому Санкт-Петербург составлен 20 числа месяца в 1 час 30 мин. МСВ на период с 3 до 12; направление ветра у земли 160 градусов, скорость 4 м/с, видимость 9 км, значительная облачность на высоте 600 м, в период с 6 до 8 рассеянная кучево-дождевая облачность на высоте 450 м и значительная облачность на высоте 600 м; временами с 8 до 12 направление приземного ветра 180 градусов 9 м/с с порывами до 14 м/с, видимость 1000 м, умеренная гроза с дождем, рассеянная кучево-дождевая облачность на высоте 300 м и значительная облачность на высоте 600 м. С 12 МСВ направление приземного ветра 150 градусов, скорость 4 м/с, видимость 10 км, значительная облачность на высоте 600 м и 3000 м.

6.2.11. Прогнозы погоды по аэродрому, составленные в кодовой форме TAF, должны содержать всю информацию, предусмотренную для передачи данным кодом, за исключением групп, не подлежащих обязательному включению (температура, обледенение, турбулентность), их следует использовать в соответствии с региональным соглашением или по соглашению между соответствующими полномочными метеорологическими органами.

6.2.12. Когда необходимо указать изменение какого-либо явления или элемента погоды, приведенных в п. 6.2.1, в соответствии с критериями в п. 6.2.5, используются указатели изменения "BECMG" или "TEMPO", после которых указывается период времени, в течение которого эти изменения ожидаются. Начало и окончание периода времени указывается в целых часах МСВ, например, "BECMG 0608" (в кодовой форме TAF) или "BECMG 06/08" (в открытом тексте с сокращениями). После указателя изменения следует включать только те явления или элементы погоды, значительное изменение которых ожидается. Однако в случае значительных изменений облачности следует указывать все группы облаков, включая и те слои облачности, изменение которых не ожидается.

6.2.13. Указатель изменения "BECMG" применяется, когда изменение элемента или явления погоды будет происходить с постоянной или переменной скоростью и в течение указанного периода времени. Период времени, как правило, не должен превышать 2 часов и в отдельных случаях не более 4 часов.

6.2.14. Указатель изменения "TEMPO" применяется, когда ожидаются частные или нечастные временные изменения элементов или явлений погоды, которые достигают или превышают установленные пороговые значения и в каждом отдельном случае продолжаются менее одного часа, а в целом - менее половины периода прогноза, в течение которого ожидаются изменения: например, "TEMPO 1216" (в кодовой форме TAF) или "TEMPO 12/16" (в открытом тексте с сокращениями). Если ожидается, что продолжительность временных изменений составит 1 час и более, то применяется группа изменений "BECMG" или период действия следует разбить на самостоятельные периоды в соответствии с пунктом 6.2.15.

6.2.15. При необходимости сообщения в сводке TAF вероятности альтернативных значений прогнозируемых элементов или явлений погоды используется сокращение "PROB" (probability - вероятность) с указанием вероятности в десятках процентов и периода времени, в течение которого ожидаются альтернативные значения. Информация о вероятности включается после прогнозируемых элементов, например, "1500 PROB30 1214 0800 FG" (в кодовой форме TAF) или "vis 1500m PROB30 12/14 800m FG" (в открытом тексте с сокращениями). При необходимости, следует сообщить вероятность прогноза временных изменений метеорологических условий, используя сокращение "PROB" с указанием после него вероятности в десятках процентов, которое указывается перед указателем изменения "TEMPO" и соответствующей группой времени, например, "PROB40 TEMPO 1518" (в кодовой форме TAF) и "PROB40 TEMPO 15/18" (в открытом тексте с сокращениями). Вероятность менее 30% считается незначительной и не применяется, вероятность 50% и более не считается вероятностью и вместо нее следует применять указатели изменения "BECMG" или "TEMPO" или разбить период действия прогноза с использованием сокращения "FM" (от). Группа "PROB" не применяется с указателем изменения "BECMG" и индексом времени "FM".

6.2.16. Когда прогноз погоды необходимо разбить на самостоятельные периоды - используется сокращение "FM" ("from" - "от"), после которого следует четырехцифровая группа времени в целых часах и минутах МСВ, указывающая срок ожидаемого изменения, например, "FM 1800" (как в кодовой форме TAF, так и в открытом тексте с сокращениями). Период прогноза, следующий за сокращением "FM", является самостоятельным и указанные после него метеорологические условия отменяют все прогнозируемые метеоусловия, предшествующие "FM".

6.2.17. В прогнозе погоды по аэродрому указывается среднее направление ожидаемого приземного ветра с округлением до ближайшего десятка градусов. Направлениям ветра менее 100° должен предшествовать 0 (например, при 70°, ddd = 070). Северное направление кодируется d = 360°, а штиль d = 000. Когда не представляется возможным спрогнозировать преобладающее направление приземного ветра вследствие ожидаемой его изменчивости в условиях слабого ветра (2 м/с и менее) или во время гроз, прогнозируемое направление ветра указывается с помощью сокращения "VRB", а если ожидается штиль, то используется сокращение "CALM".

6.2.18. Прогноз видимости менее 500 м выражается в величинах, кратных 50 м, например, "0350", видимость 500 м и более, но менее 5 км - в величинах, кратных 100 м (округляется до ближайших 100 м), а видимость от 5000 м до 10 км в величинах, кратных 1000 м (округляется до ближайших 1000 м). При видимости 10 км и более - указывается "9999", за исключением случаев, когда прогнозируется "CAVOK". Сокращение "CAVOK" используется при видимости 10 км и более, отсутствии облаков ниже 1500 м или ниже верхнего предела минимальной высоты в секторе (в зависимости, что больше) и кучево-дождевых облаков, грозы, пыльной/песчаной бури, приземного тумана, пыльного/песчаного/снежного поземка. Когда ожидается разная видимость по различным направлениям, в прогнозе дается минимальная видимость.

6.2.19. В прогноз погоды по аэродрому включаются следующие ожидаемые явления погоды, их характеристики и, при необходимости, интенсивность:

- замерзающий (переохлажденный) туман;

- замерзающие (переохлажденные) осадки (гололед);

- умеренные (видимость 1 - 2 км) или сильные (видимость менее 1000 м) осадки (включая ливни);

- пыльный, песчаный или снежный поземок;

- низовая метель, песчаная низовая метель, общая метель;

- пыльная буря;

- песчаная буря;

- гроза (с осадками или без осадков);

- шквал;

- воронкообразное облако (торнадо или смерч);

- другие метеорологические явления, указанные в пункте 4.9.1, которые приведут к значительному изменению видимости. Умеренную грозу с дождем следует указать как "BECMG 1215 TSRA" (в кодовой форме) или BECMG 12/15 MOD TSRA (в открытом тексте с сокращениями). Ожидаемое прекращение явлений погоды указывается с помощью сокращения NSW, например, BECMG 1314 NSW (в период с 13 до 14 ожидается прекращение явлений погоды).

6.2.20. В прогнозе количество облачности указывается сокращениями: FEW (незначительная 1 - 2/8), SCT (рассеянная 3 - 4/8), BKN (значительная 5 - 7/8), OVC (сплошная 8/8). Если ожидается отсутствие облаков, а сокращение CAVOK не применимо, то используется сокращение SKC (небо безоблачное - ясно). Когда ожидается облачность и ее спрогнозировать невозможно, но имеются данные о вертикальной видимости на аэродроме, то в прогнозе указывается вертикальная видимость (VERVIS в открытом тексте с сокращениями) с последующим указанием прогнозируемого значения. Когда прогнозируется несколько слоев облачности, ее количество и высота нижней границы указываются в следующем порядке:

а) самый нижний слой облаков, независимо от ее количества: NsNsNs = FEW, SCT, или BKN, или OVC;

б) следующий более высокий слой, количество облаков в котором более 2/8 окт.: NsNsNs = SCT или BKN, или OVC;

в) следующий более высокий слой, количество облаков в котором более 4 окт.: NsNsNs = BKN или OVC;

г) кучево-дождевые облака (Св), если о них не было сообщено ни в одной из первых трех групп.

Форма облаков в прогнозе погоды по аэродрому, кроме кучево-дождевых, не указывается. Когда ожидается кучево-дождевая облачность, к группе NsNsNshshshs без интервала прибавляется Cb.

В прогнозе указывается высота облачности, имеющая существенное значение для производства полетов. При отсутствии Cb, облачности ниже 1500 м или ниже верхнего предела минимального для данного аэродрома (сектора) в зависимости от того, что больше, и если CAVOK и SKC не применимы, используется сокращение NSC (отсутствие существенной облачности).

6.2.21. Прогноз погоды по аэродрому для передачи открытым текстом с сокращениями обозначается сокращением FCST, а корректив к нему AMD FCST. Период действия AMD FCST указывается в группе времени и распространяется на весь оставшийся период действия первоначального прогноза. Например, период действия с 12.30 до 21.00 МСВ 3 числа - указывается в открытом тексте с сокращениями "031230/21" МСВ.

6.2.22. Последовательность метеоэлементов, терминология, единицы измерения и шкалы, используемые в прогнозах погоды по аэродрому для передачи информации открытым текстом с сокращениями, должны быть аналогичны соответствующим компонентам сводок, составленных в кодовой форме TAF.

а) Пример прогноза по аэродрому:

TAF YYEE 160430Z 160615 13005MPS 9000 BKN020 BECMG 0810

SCT015CB BKN020 TEMPO 1014 17008G12MPS 1000 TSRA

SCT10CB BKN020 FM1400 15004MPS 9999 BKN20 BKN100;

б) Прогноз по аэродрому для передачи открытым текстом с сокращениями:

FCST YYEE 160430Z 1606/15 130/05MPS VIS 9 KM BKN 600 M

BECMG 08/10 SCT CB 450 M BKN 600 M TEMPO 10/14 170/08MPS

MAX 12 VIS 1000 MOD TSRA SCT CB 300 M BKN 600 M FM1400

150/04MPS 10 KM BKN 600 M BKN 3000 M.

Содержание прогноза:

а) Прогноз по аэродрому Шереметьево, составленный в 04.30 МСВ 16 числа месяца на период с 06.00 до 15.00, направление приземного ветра 130 градусов, скорость 5 м/с, видимость 9 км, значительная облачность на высоте 600 м; в период с 08.00 до 10.00 рассеянные кучево-дождевые облака на высоте 450 м и значительная облачность на высоте 600 м; временами в период с 10.00 до 14.00 направление приземного ветра 170 градусов, скорость 8 м/с с порывами до 12 м/с, видимость 1000 м при умеренной грозе с дождем, рассеянная кучево-дождевая облачность на высоте 300 м и значительная облачность на высоте 600 м; с 14.00 направление приземного ветра 150 градусов, скорость 4 м/с, видимость 10 км и более; особые явления отсутствуют, значительная облачность на высоте 600 м и 3000 м.

6.3. Прогнозы погоды для посадки

6.3.1. Прогнозы погоды для посадки предназначены для экипажей воздушных судов, следующих на аэродром и находящихся от него в пределах 1 часа полетного времени. Прогноз для посадки составляется аэродромным метеорологическим органом с синоптической частью ежечасно, а также по запросам диспетчеров и экипажей воздушных судов на период 2 часа.

6.3.2. Прогнозы для посадки, по согласованию с эксплуатантом, составляются либо в виде самостоятельного, либо в виде типа "тренд".

6.3.3. Самостоятельный прогноз погоды "на посадку" состоит из краткого изложения ожидаемых метеорологических условий в районе соответствующего аэродрома и содержит сведения о следующих элементах и явлениях погоды: приземном ветре, видимости, облачности и всех опасных для авиации явлений погоды. Период действия самостоятельного прогноза для посадки - 2 часа, начиная с момента составления.

6.3.4. Прогноз погоды для посадки типа "тренд" состоит из регулярной, специальной или выборочной сводки по аэродрому, дополненной прогнозом изменений в соответствии с критериями, которые определяются по согласованию между соответствующим метеорологическим органом и пользователем (УВД). В прогнозе типа "тренд" указываются значительные изменения одного или нескольких следующих элементов: приземного ветра, видимости, облачности и явлений погоды. Отсутствие изменений указывается кодовым словом "NOSIG" (без существенных изменений) (как в кодовой форме METAR, так и в открытом тексте с сокращениями).

6.3.5. Изменения других элементов или их сочетаний включаются в прогноз "тренд" по согласованию между метеорологическим органом и соответствующим пользователем.

В трендовой части прогноза для посадки типа "тренд" указываются изменения приземного ветра, сопровождающиеся:

а) изменением среднего направления ветра на 60° или более при средней скорости ветра до и/или после изменения на 5 м/с или более;

б) изменением средней скорости ветра на 5 м/с или более;

в) изменениями ветра, превышающими важные в эксплуатационном отношении значения, которые:

- потребуют смены используемой ВПП;

- свидетельствуют о том, что изменения попутного и бокового составляющих на ВПП превысят предельные значения;

- свидетельствуют о том, что направление ветра изменится с переменного на среднее направление или со среднего направления на переменное.

В трендовой части также указываются начало, прекращение или изменение интенсивности явлений погоды или их сочетаний:

- замерзающие (переохлажденные) осадки;

- замерзающий (переохлажденный) туман;

- умеренные или сильные осадки (включая ливни);

- пыльный, песчаный или снежный низовой поземок;

- пыльная низовая метель, песчаная низовая метель или общая метель;

- пыльная или песчаная буря;

- гроза (с осадками или без осадков);

- шквалы;

- воронкообразное облако (торнадо или смерч);

- другие явления, указанные в пункте 4.9.1, если только ожидается, что они приведут к значительному изменению видимости, например: TEMPO FM0300 TL 0430 FZRA (в период 03.00 - 04.30 МСВ временами умеренный переохлажденный дождь).

6.3.6. В тех случаях, когда ожидается, что видимость достигнет или превысит величины 150, 350, 600, 800, 1500 или 3000 м, в трендовой части указывается такое изменение. Когда значительное число полетов выполняется по правилам визуальных полетов, в прогнозе может указываться изменение, когда видимость достигнет или превышает 5000 м.

Например, временное уменьшение видимости в течение периода прогноза до 650 м округляется в меньшую сторону до 600 м "TEMPO 0600" или "TEMPO VIS 0600 м".

Когда высота нижней границы облаков BKN или OVC составляет менее 450 м, а также когда ожидается, что она уменьшится ниже или увеличится выше этой отметки, в трендовой части прогноза для посадки указываются изменения, величина которых достигнет или превысит 30, 60, 150, 300 или 450 м, а также указываются изменения количества облаков в большую сторону от SKC, FEW или SCT. Например, "BECMG AT 1130 OVC 010" (быстрое увеличение облаков от SCT до OVC).

Если небо затуманивается (задымляется), но имеются данные наблюдений вертикальной видимости на аэродроме, в трендовой части прогноза для посадки указываются изменения вертикальной видимости, величина которых достигает и превышает одно из следующих значений: 30, 60, 150 или 300 м.

6.3.7. Когда ожидается изменение элементов прогноза погоды типа "тренд", началом является указатель изменения: "BECMG" или "TEMPO". Ожидаемое прекращение явления указывается как "MSW". Например: BECMG AT 0500 NSW (ожидается прекращение явления в 05.00 МСВ).

6.3.8. Указатель изменения "BECMG" применяется, когда ожидается, что прогнозируемые изменения метеорологических элементов достигнут или превысят установленные значения с постоянной или переменной скоростью. Период и срок, в течение которого ожидается изменение, указываются сокращением "FM" (от) "TL" (до) или "AT" (на), после чего следует группа времени в часах и минутах. Когда прогнозируется, что изменение начнется и завершится в течение периода действия прогноза типа "тренд" - используются сокращения "FM" и "TL" с соответствующими группами времени, например, для периода прогноза от 10.00 до 12.00 - "BECMG FM1030 TL1130" (как в кодовой форме, так и в открытом тексте с сокращениями). Когда прогнозируется, что изменение начнется в начале периода прогноза типа "тренд", но завершится до истечения этого периода, сокращение "FM" с группой времени опускается, а используется только сокращение "TL" с группой времени, например, "BECMG TL1100" (как в кодовой форме, так и в открытом тексте с сокращениями). Когда прогнозируется, что изменение начнется в течение периода прогноза типа "тренд" и завершится в конце этого периода, сокращение "TL" опускается и используется только сокращение "FM" с группой времени, например, "BECMG FM1100" (как в кодовой форме, так и в открытом тексте с сокращениями). Если прогнозируется, что изменение произойдет в определенный срок в течение периода прогноза, используется "AT" с группой времени, например, "BECMG AT1100" (как в кодовой форме, так и в открытом тексте с сокращениями). Когда прогнозируется, что изменение начнется в начале периода и завершится к концу периода, или когда изменение произойдет в течение периода прогноза типа "тренд", но время не известно, сокращения "FM", "TL" или "AT" опускаются, а используется только указатель изменения "BECMG".

6.3.9. Указатель изменения "TEMPO" используется для описания прогнозируемых временных изменений метеорологических условий, которые достигнут или превысят установленные значения и в каждом отдельном случае будут продолжительностью менее 1 часа, а в целом менее половины периода, в течение которого ожидается изменение. Период указывается сокращениями "FM" и/или "TL", после каждого из которых следует группа времени в часах и минутах. В случаях, когда прогнозируется, что временные изменения элементов начнутся и закончатся в течение периода прогноза типа "тренд", указывается начало и окончание временных изменений с использованием сокращений "FM" и "TL" с группами времени, например, с 10.30 до 11.30 как "TEMPO FM1030 TL1130" (как в кодовой форме, так и в открытом тексте с сокращениями). Когда период временных изменений начнется в начале периода прогноза типа "тренд", но завершится до истечения этого периода, сокращение "FM" опускается, а используется только сокращение "TL" с группой времени, например, "TEMPO TL1130" (как в кодовой форме, так и в открытом тексте с сокращениями). Если прогнозируется, что период временных изменений начнется в течение периода прогноза типа "тренд" и завершится в конце этого периода, сокращение "TL" опускается, а используется только сокращение "FM" с группой времени, например, "TEMPO FM1030" (как в кодовой форме, так и в открытом тексте с сокращениями). Когда прогнозируется, что период временных изменений начнется в начале периода прогноза типа "тренд" и завершится к концу этого периода, оба сокращения ("FM" и "TL") с соответствующими группами времени опускаются и применяется только указатель изменения "TEMPO".

6.3.10. Указатель "PROB" в прогнозах погоды для посадки типа "тренд" не используется.

6.3.11. Порядок элементов погоды, терминология, единицы измерения и шкалы, используемые в прогнозе погоды для посадки типа "Тренд", аналогичны компонентам сводки, к которой он прилагается.

6.4. Прогнозы погоды по маршруту и району полетов

6.4.1. Прогнозы по маршрутам и районам полетов включают информацию о ветре и температуре воздуха на высотах, особых явлениях погоды и облачности, а также о других элементах в зависимости от характера полетов и видов выполняемых авиационных работ.

6.4.2. К особым явлениям погоды относятся грозы, шквалы, умеренная или сильная турбулентность, обледенение, град, пыльная или песчаная буря, переохлажденные осадки (гололед), туман, осадки, а также другие явления, ухудшающие видимость до значений менее 5 км (для горных районов - 10 км).

6.4.3. Основной формой предоставления прогнозов по маршрутам и районам полетов по ППП являются прогностические карты особых явлений погоды и карты ветра и температуры воздуха на высотах, выпускаемые РЦЗП Москва, ГАМЦ и ЗАМЦ, а для полетов по ПВП - прогнозы в форме таблиц, открытого текста или карт АКП (нижний уровень).

6.4.4. В тех случаях, когда прогнозы для необходимых уровней и маршрутов полетов не могут быть обеспечены в форме карт, аэродромный метеорологический орган предоставляет их потребителям в форме открытого текста и/или таблицы.

Примечание. Инструктивный материал по подготовке прогнозов по маршрутам и районам полетов в форме карт, открытого текста и таблиц содержится в разд. 8.3 и Приложении А.

6.4.5. При необходимости передачи прогнозов по маршрутам и районам полетов в другие аэропорты или на борт воздушных судов используется сокращенный открытый текст, в который включаются следующие данные:

а) вид прогноза (по маршруту или району);

б) маршрут (район) полета;

в) срок действия прогноза (от - до);

г) краткая характеристика синоптической обстановки;

д) ветер и температура воздуха у поверхности земли (только для районов АХР) и на высотах;

е) видимость у поверхности земли и явления, ее ухудшающие;

ж) особые условия погоды и облачность;

з) высота уровня 0 °С;

и) минимальное давление по маршруту (району) полета, приведенное к уровню моря;

к) высота тропопаузы;

л) при наличии струйного течения - высота оси струи, направление и скорость максимального ветра, при этом данные, перечисленные в пп. "е", "з", "и", включаются только в прогнозы для полетов по ПВП, а данные, перечисленные в пп. "к" и "л", - для полетов по ППП, когда ожидается, что полет будет проходить вблизи или выше зоны тропопаузы и/или оси струйного течения.

6.4.6. Для описания изменений условий по месту и времени в прогнозах в форме открытого текста используются термины: "в период от... до...", "на участке от... до...", "местами" (с уточнением участков маршрута или района), "временами (кратковременно) в осадках", "в низинах", "в долинах рек", "над озерами", "над склонами" и др. Термин "CAVOK" в вышеуказанных прогнозах применять не следует.

6.4.7. Коррективы к прогнозам по маршрутам и районам полетов составляются метеорологическими органами в тех случаях, когда ожидаются следующие изменения:

а) ветер на высотах изменится по направлению на 30° или более, если до или после изменения скорость ветра составляет 60 км/ч или более; скорость ветра изменится на 40 км/ч или более;

б) температура воздуха на высотах изменится на 5 °С и более;

в) ожидается возникновение зон турбулентности или обледенения, которые не были предусмотрены в ранее данном прогнозе, или ожидается, что интенсивность указанных явлений возрастет или уменьшится;

г) ожидается возникновение или прекращение других особых явлений;

д) ожидается понижение (повышение) высоты облаков и/или видимости до значений ниже (выше) минимумов, установленных для полетов по ПВП.

6.4.8. Для маршрутов, полеты по которым не обеспечиваются автоматизированными штурманскими расчетами, составляются отдельные 12-часовые прогнозы ветра и температуры воздуха на высотах для необходимых изобарических поверхностей, которые обновляются каждые 6 часов.

6.4.9. Прогнозы по маршруту (району) и коррективы к ним (АМД-КОР), распространяемые в другие аэропорты, передаются открытым текстом с принятыми сокращениями. Терминология, единицы измерения и порядок следования метеоэлементов должны быть аналогичными соответствующим компонентам сводок и прогнозов по данному аэродрому.

В качестве опознавательных индексов прогнозов следует использовать термины: "ROUTE FCST" - "прогноз МРШТ", "AREA FCST" - "прогноз району".

Методика оценки оправдываемости прогнозов представлена в Приложении Е.

Глава 7. ИНФОРМАЦИЯ SIGMET, AIRMET. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПО АЭРОДРОМУ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ О СДВИГЕ ВЕТРА

7.1. Информация SIGMET

Информация SIGMET выпускается органом метеорологического слежения и является кратким описанием открытым текстом с принятыми сокращениями фактических (OBS) и/или ожидаемых (FCST) опасных для авиации явлений погоды по маршруту полета, которые могут повлиять на безопасность полета, а также предполагаемое развитие их во времени и пространстве. Информация дается по одному из нижеприведенных явлений:

    а) на дозвуковых скоростях:
    гроза скрытая                                  OBSC TS
    в облачности                                   EMBD TS
    частые грозы                                   FRQ TS
    линия шквала                                   SQL TS
    скрытая гроза с сильным градом                 OBSC TS HVYGR
    в облачности с сильным градом                  EMBD TS HVYGR
    частые грозы с сильным градом                  FRQ TS HVYGR
    линия шквала с сильным градом                  SQL TS HVYGR
    тропический циклон со средней за 10 минут      TC (+ название циклона)
    скоростью приземного ветра 63 км/ч или более
    сильная турбулентность                         SEV TURB
    сильное обледенение                            SEV ICE
    сильное обледенение, вызванное                 SEV ICE (FZRA)
    переохлажденным дождем
    сильные горные волны                           SEV MTW
    сильная пыльная буря                           HVY DS
    сильная песчаная буря                          HVY SS
    вулканический пепел                            VA (+ название вулкана)
    б) на околозвуковой и сверхзвуковой скорости:
    ТУРБУЛЕНТНОСТЬ
    умеренная                                      MOD TURB
    сильная                                        SEV TURB
    КУЧЕВО-ДОЖДЕВЫЕ ОБЛАКА
    изолированные                                  ISOL CB
    рассеянные, разбросанные                       SCT CB
    значительные                                   DKN CB
    град                                           GR
    вулканический пепел                            VA (+ название вулкана).

В сообщение SIGMET не следует включать дополнительный описательный материал. В сообщениях, касающихся гроз или тропического циклона, не упоминаются связанные с ними турбулентность и обледенение (любой интенсивности), но указывается наличие или прогноз сильного града с грозой.

Сообщение SIGMET следует выпускать не ранее чем за 6 часов, а желательно не ранее чем за 4 часа до начала периода действия.

Сообщения SIGMET, касающиеся облака вулканического пепла или тропического циклона, которые возможно затронут район полетной информации, следует выпускать максимум за 12 часов до начала срока действия или как только это становится возможным, если заблаговременное предупреждение отсутствует. Уточняется такой SIGMET по крайней мере каждые 6 часов.

Время в сообщении SIGMET указывается МСВ. SIGMET аннулируется, когда явление более не наблюдается и не прогнозируется.

Сообщения следует направлять органам метеорологического слежения, ВЦЗП и, по необходимости, РЦЗП, а также другим метеорологическим органам в соответствии с региональным аэронавигационным соглашением.

7.2. Формат сообщения SIGMET

Заголовок:

- Индекс органа воздушного движения, обслуживающего район полетной информации или диспетчерский район, к которому относится сообщение, например, "UUSS";

- Условное обозначение сообщения и порядковый номер, считая с 00.01 текущего дня, например, "SIGMET 5" (для сверхзвуковых самолетов - "SIGMET SST 2"). Для SIGMET и SIGMET SST отдельные серии порядковых номеров;

- Группа дата - время, указывающая период действия, не превышающий шесть часов, но желательно не более четырех, например, "valid 221500/222100";

- Индекс органа метеорологического слежения, подготовившего сообщение. Заканчивается заголовок дефисом, например, "UUAV-".

Текст:

- Название района полетной информации или диспетчерского района, для которого составляется сообщение SIGMET, например, "Moscow fir";

- Явление и описание явления, обусловившее составление сообщения, например, "FRQ TS";

- Является информация фактической, используя сокращения "OBS" и, в случае необходимости, - время наблюдения, или прогностической, используя сокращение "FCST";

- Местоположение явления (с указанием, по возможности, широты и долготы и/или известных пунктов или географических названий) и эшелон, например, "FL390 S of 54 deg N";

- Смещение или ожидаемое смещение в КМЧ, например, "MOV E 40 КМН";

- Изменение интенсивности, например, "INTSF, WKN, NC" (усиление интенсивности, ослабление, без изменений);

- Следующая строка - ориентировочный прогноз данных на срок, превышающий период действия, о траектории облака вулканического пепла или местоположении центра тропического циклона, основывается, по возможности, на консультативной информации, представляемой метеорологическими центрами, предусмотренными в региональном аэронавигационном соглашении.

UUSS SIGMET 4 VALID 221500/221900 UUAV-SLAVNIJ FIR TURB OBS AT

1210 UUBE FL250 MOV E 50KMH INTSF

- Четвертое сообщение SIGMET для района полетной информации Славный (Индекс органа ОВД "UUSS"), выпущенное органом метеорологического слежения аэропорта Альфа (UUAV) сроком с 15.00 до 19.00 МСВ 22 числа данного месяца - в 12.10 МСВ наблюдалась сильная турбулентность над аэродромом Браво (UUBE), эшелон 250, смещение восток, скорость 50 км/ч, интенсивность возрастает.

UUSS SIGMET 2 VALID 212200/220400 UUAV-SLAVNIJ FIR LARGE ASH

CLOUD EXTENDING TO APPROX 10 KM OBS 21.3N 64.5W AT 22.00 UTC

MOV NW

- Второе сообщение SIGMET для района полетной информации Славный (Индекс органа ОВД "UUSS"), выпущенное органом метеорологического слежения аэропорта Альфа (UUAV) сроком с 22.00 до 04.00 МСВ 21/22 числа данного месяца - в 22.00 МСВ наблюдалось облако вулканического пепла, координаты 21 градус 3 минуты северной широты и 64 градуса 5 минут западной долготы, достигающее высоты примерно 10 км, смещение северо-запад.

UUSS SIGMET 1 VALID 211600/252200 UUAV-SLAVNIJ FIR NT GLORIA OBS

27.1N 73.1W AT 1600 UNC FRQ TS TOPS FO500 WI 150NM OF CENTRE

MOV NW 10KMH NC OTLK TC CENTRE 260400 28.5N 74.5W 261000 31.0N

760W

- Первое сообщение SIGMET для района полетной информации Славный (Индекс органа ОВД "UUSS"), выпущенное органом метеорологического слежения аэропорта Альфа (UUAV) сроком с 16.00 до 22.00 МСВ 25 числа данного месяца - в 16.00 МСВ наблюдался тропический циклон Глория, координаты 27 градусов 1 минута северной широты 73 градуса 1 минута западной долготы, частые грозы с верхней границей 15 км (эшелон 500) на расстоянии 270 км (150 морских миль) от центра, смещение северо-запад 10 км/ч, интенсивность без изменения.

- Ориентировочный прогноз - на 04.00 МСВ 26 числа данного месяца координаты центра тропического циклона 28 градусов 5 минут северной широты 74 градуса 5 минут западной долготы; на 10.00 МСВ 26 числа прогнозируются координаты 31 градус северной широты 76 градусов западной долготы.

UUSS SIGMET 2 VALID 101200/101600 UUAV-SLAVNIJ FIR CNL 101345-

- SIGMET для района полетной информации Славный (Индекс органа ОВД "UUSS"), выпущенный органом метеорологического слежения аэропорта Альфа (UUAV) сроком с 12.00 до 16.00 МСВ 10 числа данного месяца аннулируется в 13.45 МСВ 10 числа данного месяца.

Примечания:

1. Скрытая (OBSC) подразумевает, что гроза (включая, в случае необходимости, кучево-дождевую облачность, не сопровождающуюся грозой) скрыта мглой или дымом или не просматривается из-за темноты.

2. Маскированная (EMBD) подразумевает, что гроза (включая кучево-дождевую облачность, не сопровождающуюся грозой) маскирована слоями облачности и не может быть распознана.

3. Частые (FRQ) подразумевает район гроз, в пределах которого нет промежутков или промежутки незначительные.

4. Линия шквала (SQL) подразумевает узкую зону гроз с небольшими разрывами облачности или без разрывов.

5. Сильный град (HVYGR) используется в случае необходимости как дополнительное описание грозы.

6. Сильная турбулентность (SEV TURB) подразумевает только турбулентность нижнего уровня, связанную с сильным приземным ветром, роторным течением или турбулентностью в облачности или ясном небе (CAT) вблизи струйного течения, и не должна упоминаться в случае турбулентности в конвективной облачности.

7. Сильное обледенение (SEV ICE) относится к сильному обледенению в облачности, исключая конвективную.

8. Замерзающий (переохлажденный) дождь относится к условиям сильного обледенения, вызываемого переохлажденным дождем.

9. Использование кучево-дождевой формы СВ ограничено SIGMET на околозвуковой и сверхзвуковой скорости.

7.3. Информация AIRMET

7.3.1. Информация AIRMET выпускается органом метеорологического слежения по согласованию с эксплуатантом. Информация AIRMET представляет собой краткое описание открытым текстом с сокращениями фактических и/или ожидаемых определенных явлений погоды по маршруту полета ниже 3000 м, которые не были включены в зональный прогноз для полетов на малых высотах, которые могут повлиять на безопасность полетов на малых высотах, а также эволюции этих явлений во времени и пространстве. Эта информация указывается с использованием соответственно одного из нижеследующих соглашений:

на крейсерских эшелонах ниже эшелона полета 100:

    скорость приземного ветра                                 WDSPR SFC
                                                              WSPD
    - средняя скорость приземного ветра на обширном           ABV 60 КМН
пространстве свыше 60 км/ч (30 узлов), ограниченная
видимость
    - видимость на обширном пространстве менее 5 км,          WDSPR VIS BLW
низкая облачность                                             500 М
    - разорванная (значительная) или сплошная облачность      WDSPR
на обширном пространстве ниже 300 м над уровнем земли         BKN/OVC
                                                              CLD BLW 300 м
    грозы:
    - изолированные грозы без града                           ISOL TS
    - случайные грозы без града                               OCNL TS
    - изолированные грозы с градом                            ISOL TSGR
    - случайные грозы с градом                                OCNL TSGR
    закрытие гор:
    - закрытие горы                                           MT OBSC
    турбулентность:
    - умеренная турбулентность                                MOD TURB
    обледенение:
    - умеренное обледенение                                   MOD ICE
    горная волна:
    - умеренная горная волна                                  MOD MTW.

7.3.2. Информация AIRMET не содержит излишний описательный материал. В описание явлений погоды, в отношении которых выпускается сообщение AIRMET, не включается никакой дополнительный описательный материал, помимо указанного в п. 7.3.1. В информации AIRMET, касающейся гроз, не упоминаются связанные с ними турбулентность и обледенение. Однако указывается наличие града с грозой.

Примечание. Требования к информации SIGMET, которая также имеет отношение к полетам на малых высотах, содержатся в пункте 7.1.

7.3.3. Информация AIRMET аннулируется тогда, когда явления более не наблюдаются или когда не ожидается, что они возникнут в данном районе.

7.3.4. При необходимости сообщения AIRMET содержат следующую информацию, расположенную в указанном порядке:

а) указатель местоположения органа ОВД, обслуживающего район полетной информации или диспетчерский район, к которому относится сообщение AIRMET; например, "YUCC";

б) условное обозначение сообщения и порядковый номер; например, "AIRMET 2";

в) группы "дата - время", указывающие период действия в МСВ; например, "VALID 221215/221600";

г) указатель местоположения органа метеорологического слежения, подготовившего сообщение, за которым следует дефис для разделения преамбулы и текста; например, "YUDO";

д) на следующей строке - название района полетной информации или его субрайона, для которого выпускается сообщение AIRMET; например, "AMSWELL FIR";

е) явление и описание явления, обусловившего выпуск сообщения AIRMET, в соответствии с перечнем, приведенным в пункте 7.3.1; например, "MOD MTW";

ж) указание о том, является ли информация фактической, используя сокращение "OBS" и по необходимости время наблюдения в МСВ, или прогностической, используя сокращение "FCST";

з) местоположение (с указанием по возможности широты и долготы и/или хорошо известных в международном плане пунктов или географических названий) и эшелон; например, "OBC 48 DEG E AT FL080";

и) перемещение или ожидаемое перемещение, выраженное в километрах в час или в узлах; например, "STNR";

к) изменение интенсивности, используя сокращения "INTSF", "WKN" или "NC".

7.3.5. Сообщения AIRMET составляются открытым текстом с сокращениями, при этом используются принятые в ИКАО сокращения и численные величины.

7.3.6. Порядковый номер, о котором говорится в пункте 7.3.4 "б", отражает количество сообщений AIRMET, выпущенных 01.01 МСВ текущего дня по району полетной информации.

Рекомендация. Период действия сообщения AIRMET не должен превышать 6 часов; желательно, чтобы он не превышал 4 часов. Период действия следует указывать с помощью термина "VALID", после чего следуют группы "дата - время", указывающие шестью цифрами начало и конец периода действия, разделенные знаком "/"; например, период действия с 12.15 МСВ 22 числа текущего месяца должен указываться как "VALID 221215/221600".

Рекомендация. Сообщения AIRMET следует направлять органам метеорологического слежения соседних районов полетной информации и другим метеорологическим органам в соответствии с договоренностью между соответствующими метеорологическими полномочными органами.

ОБРАЗЕЦ СООБЩЕНИЯ AIRMET

WEE AIRMET 2 VALID 221215/221600 VVWW SHEREMETIEVO FIR MOD

TURB OBS AT120548 DEG N 10 DEG EAT FL 080 NC

Содержание: второе по счету сообщение AIRMET, выпущенное для района полетной информации Шереметьево (VVEE условное название) органом метеорологического слежения аэропорта Внуково (VVWW) после 00.01 МСВ, с 12.15 до 16.00 МСВ 22 числа; в 12.05 МСВ наблюдалась умеренная турбулентность в пункте 48° с.ш. и 10° в.д. на эшелоне 080; ожидается без изменения интенсивности.

7.4. Предупреждения по аэродрому

7.4.1. В предупреждениях по аэродрому в форме открытого текста сообщается краткая информация о метеорологических условиях, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на воздушные суда на земле, аэродромное оборудование и технические средства обеспечения полетов. Предупреждения выпускаются аэродромным метеорологическим органом и передаются в службы аэропорта в соответствии с Инструкцией по метеорологическому обеспечению полетов на данном аэродроме.

7.4.2. Предупреждения по аэродрому выпускаются в связи с фактическим или ожидаемым возникновением одного или нескольких нижеследующих явлений и условий:

- тропического циклона;

- грозы;

- града;

- снегопада с продолжительностью более 2 часов;

- замерзающих (переохлажденных) осадков (гололедицы);

- шквала, смерча;

- песчаной или пыльной бури;

- ветра со скоростью 15 м/с и более (с учетом порывов) независимо от направления;

- понижения температуры до -30 °С и ниже, ее повышения до +40 °С и выше (в зависимости от региона могут устанавливаться другие критерии по соглашению между метеорологическим органом и потребителем), в зависимости от региона;

- перехода температуры через 0° к отрицательным значениям.

7.5. Предупреждения о сдвиге ветра

7.5.1. Предупреждения о сдвиге ветра включают краткую информацию о наблюдаемом или ожидаемом сдвиге ветра, который может оказать неблагоприятное воздействие на воздушное судно на траектории захода на посадку или взлета в слое от уровня ВПП до 500 м. В тех случаях, когда местные орографические условия вызывают значительный сдвиг ветра на высотах более 500 м, высоту 500 м следует считать предельной.

7.5.2. Ввиду того, что в настоящее время сдвиг ветра в зонах взлета и захода на посадку не может быть обнаружен с земли с достаточной точностью, данные о его наличии следует получать с борта воздушного судна на этапах набора высоты или захода на посадку. Кроме того, аэродромный метеорологический орган может использовать для получения данных о сдвиге ветра показания датчиков ветра, установленных на аэродромных мачтах и сооружениях на близлежащих возвышенных участках; допплеровского радиолокатора; системы датчиков приземного ветра или датчиков давления, расположенных таким образом, чтобы контролировать конкретную ВПП и соответствующие траектории захода на посадку и вылета.

7.5.3. Предупреждения о сдвиге ветра составляются открытым текстом с сокращениями и передаются диспетчером УВД. Например:

WS WRNG SURF WIND 320/20КМН WIND AT 600 M 360/50KMH IN APCH

Предупреждение о сдвиге ветра - приземный ветер 320/20 км/ч, ветер на 600 м 360/50 км/ч при подходе.

WS WRNG SURF WIND 320/20КМН WIND AT 60 M 360/50KMH IN CLIMB OUT

Предупреждение о сдвиге ветра - приземный ветер 320/20 км/ч, ветер на 60 м 360/50 км/ч при наборе.

WS WRNG IL86 REPORTED MOD WS IN АРСН RWY 07 AT 1510

Предупреждение о сдвиге ветра - Ил-76 сообщает умеренный сдвиг ветра при подходе к ВПП 07 в 15.10.

7.5.4. Предупреждение об ожидаемом сдвиге ветра выпускается на основании анализа аэросиноптического материала, если синоптическая обстановка в сочетании с местными особенностями способствует возникновению умеренного, сильного, очень сильного сдвига ветра (moderate, strong, severe). Классификация интенсивности сдвига ветра в значительной степени основывается на субъективной оценке экипажей воздушных судов.

Условия сдвига ветра, как правило, связаны с одним или несколькими из следующих явлений: грозы, микропорывы и воронкообразные облака, холодные или теплые фронты, фронты морского бриза, горные волны, температурные инверсии на малых высотах.

Такое предупреждение следует передавать в форме, например:

WS WRNG mod (strong, sev) WS from 1800 at ADR

Предупреждение о сдвиге ветра - в районе аэродрома с 18.00 ожидается умеренный (сильный, очень сильный) сдвиг ветра.

7.5.5. Предупреждение о сдвиге ветра следует аннулировать в случаях, когда в сообщениях с бортов воздушных судов отмечается отсутствие сдвига ветра или по прошествии периода времени, длительность которого согласована метеорологической службой с соответствующим органом воздушного движения.

Глава 8. МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

8.1. Общие положения

8.1.1. Экипажи воздушных судов обеспечиваются метеорологической информацией перед вылетом и во время полета.

8.1.2. Метеорологическая информация, предназначенная для экипажей воздушных судов, должна отвечать полетным требованиям в отношении времени, высоты полета и географической протяженности маршрута и должна быть достаточной для обеспечения полета до аэродрома посадки, где планируется получение новой информации. В тех случаях, когда на аэродроме первой посадки не может быть обеспечена информация для дальнейшего полета, она, по соглашению между полномочным метеорологическим органом и эксплуатантом, представляется экипажу на аэродроме вылета.

8.1.3. Обеспечение метеорологической информацией экипажей вылетающих воздушных судов производится на основании суточных планов полетов, передаваемых аэродромному метеорологическому органу эксплуатанта, а отдельных рейсов, не указанных в плане, - на основании дополнительных заявок, подаваемых, по возможности, не позднее 3 ч от планируемого времени вылета, которые должны содержать следующие сведения:

а) планируемое время вылета;

б) планируемое время прибытия на аэродром назначения;

в) маршрут полета;

г) запасные аэродромы (на расстоянии не более 2 часов полетного времени);

д) эшелон или высота полета;

е) правила полета (по ПВП или ППП).

8.1.4. АМСГ без синоптической части (ОГ) обеспечивают экипажи воздушных судов информацией, получаемой от метеорологических органов базового и других аэродромов. На аэродромах, где отсутствует АМСГ, необходимая для обеспечения вылетов информация запрашивается у метеорологического органа базового аэродрома руководителем аэродрома вылета (посадочной площадки) или непосредственно командиром воздушного судна по имеющимся каналам связи.

8.1.5. Метеорологическая информация, предназначенная для обеспечения экипажей воздушных судов перед вылетом, включает сведения о ветре и температуре воздуха на высотах, об особых явлениях погоды по маршруту полета, метеорологические сводки, прогнозы по аэродромам вылета и посадки, запасным аэродромам, информацию SIGMET и AIRMET, донесения с борта (включая AIREP), которыми располагает метеорологический орган.

8.1.6. В зависимости от вида и продолжительности полета, метеорологическая информация предоставляется экипажам воздушных судов в форме полетной документации и/или в устной форме; эта информация помещается также на специальных витринах или стендах, устанавливаемых в помещениях, где проводятся предполетная штурманская и метеорологическая подготовки экипажей.

8.2. Обеспечение метеорологической информацией экипажей воздушных судов в период предполетной подготовки

8.2.1. Предполетная метеорологическая подготовка экипажей воздушных судов включает получение экипажем необходимой информации о фактических и ожидаемых метеоусловиях по маршруту (району) полета и на аэродромах.

8.2.2. Для оказания помощи членам летного экипажа в подготовке к полету (БРИФИНГ) метеорологический орган осуществляет показ последней полученной информации:

а) регулярных и выборочных специальных сводок, прогнозов погоды по аэродромам;

б) предупреждений по аэродрому вылета, маршрутам и районам полетов; информации SIGMET, AIRMET;

в) донесений с борта воздушных судов;

г) текущих и прогностических карт особых явлений погоды и данных о ветре и температуре воздуха на высотах, высоте тропопаузы, струйном течении;

д) информации МРЛ;

е) информации с метеорологических спутников Земли.

8.2.3. Инструктаж и/или консультации обеспечиваются аэродромным метеорологическим органом и проводятся по запросу членов экипажей воздушных судов или другого персонала, связанного с производством полетов. При консультации экипажу сообщается:

а) характеристика синоптической обстановки по маршруту (району) полета до аэродрома первой посадки или, при возможности, до конечного аэродрома на маршруте;

б) текущие и прогностические данные о ветре на высотах, температуре воздуха на высотах, высота тропопаузы, информация о максимальном ветре;

в) фактические и ожидаемые особые явления погоды по маршруту полета и информация о струйных течениях;

г) фактическое и ожидаемое состояние погоды на аэродроме вылета, посадки и запасных;

д) другие имеющиеся метеорологические данные по требованию экипажа.

8.2.4. При консультации для обеспечения полетов на малых высотах, в том числе по ПВП, следует использовать метеорологическую информацию до уровня 700 гПа (эшелон 100), обращая особое внимание на фактическое или ожидаемое возникновение осадков, тумана и других явлений, вызывающих понижение видимости до значений менее 10 км, фактическое или ожидаемое появление облаков, которые могут повлиять на выполнение полета, а также тенденцию изменения атмосферного давления по маршруту полета и его минимальное значение.

8.2.5. При полетах продолжительностью 2 ч и менее полетная документация экипажам воздушных судов не выдается. Для полетов на малых высотах в полетную документацию следует включать информацию "AIRMET". По требованию экипажа ему выдается бланк с прогнозами погоды по аэродрому посадки и запасным; для полета продолжительностью от 2 до 5 ч такой бланк выдается в обязательном порядке; для полета продолжительностью более 4 ч:

- прогнозы погоды по аэродромам вылета, посадки и запасным;

- прогноз особых явлений погоды, дополняемый в случае полета по ПВП прогнозом облачности и видимости;

Комментарии
Комментирование через социальные сервисы Facebook и Вконтакте:

Ссылки по теме

Курсы валют ЦБР

27.02.201428.02.2014
49.182349.3454
35.787236.0501
3.679923.55173
0.1936850.195924
59.693060.1171
5.843865.88141
0.3497230.352155