Все документы

Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования

Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312

В соответствии с о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 N 258 "Об утверждении Положения о Министерстве образования Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 14, ст. 1496; N 43, ст. 4239; 2002, N 6, ст. 579; N 23, ст. 2166; 2003, N 35, ст. 3435), коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования от 23.12.2003 N 21/12 "О проекте федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" приказываю:

1. Утвердить федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение).

2. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

разработать и утвердить на основе федерального базисного учебного плана базисные учебные планы для образовательных учреждений субъекта Российской Федерации, реализующих программы общего образования;

разрешить образовательным учреждениям по мере их готовности и по решению учредителя ввести учебные планы образовательных учреждений, разработанные на основе федерального базисного учебного плана и базисного учебного плана субъекта Российской Федерации, с 2004/2005 учебного года;

осуществить поэтапное введение в образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации федерального базисного учебного плана с 2005/2006 учебного года для предпрофильного обучения в IX классах, с 2006/2007 учебного года - в I, V и X классах.

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра В.А. Болотова.

И.о. Министра
В.М.ФИЛИППОВ

Приложение
к Приказу
Минобразования России
от 09.03.2004 N 1312

------------------------------------------------------------------
¦                                                                ¦
¦                ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН               ¦
¦                    И ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ                   ¦
¦                 ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ                 ¦
¦                РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ               ¦
¦                  ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ                  ¦
¦                                                                ¦
¦          Начальное общее и основное общее образование          ¦
¦                Среднее (полное) общее образование              ¦
¦                                                                ¦
------------------------------------------------------------------

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений Российской Федерации

I. НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ И ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Федеральный разработан на основе государственного стандарта общего образования и является основой для разработки региональных (национально-региональных) учебных планов и учебных планов образовательных учреждений.

В федеральном предложено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.

Для образовательных учреждений с русским и родным (нерусским) языком обучения предложены примерные учебные планы с традиционным (недельным) распределением учебных часов.

Федеральный базисный учебный план для I - IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: I класс - 33 учебные недели, II - IV классы - не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока для I класса - 35 минут, для II - IV классов - 35 - 45 минут.

Федеральный базисный учебный план для V - IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель. Продолжительность урока - 45 минут.

Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательным учреждением самостоятельно <1>.

--------------------------------

<1> об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 ("Собрание законодательства РФ", 26 марта 2001 г., N 13, с. 1252).

В федеральном базисном учебном плане устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения:

федеральный компонент - не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;

региональный (национально-региональный) компонент - не менее 10 процентов;

компонент образовательного учреждения - не менее 10 процентов.

Дополнительным резервом увеличения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения является увеличение продолжительности учебного года в установленных пределах.

В федеральном компоненте федерального базисного учебного плана определено количество учебных часов на изучение учебных предметов государственного стандарта общего образования.

Соотношение распределения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения по ступеням общего образования и учебным годам устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом того, что на компонент образовательного учреждения отводится не менее 10 процентов. Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.

В IX классе часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки обучающихся.

При проведении учебных занятий по "Иностранному языку" (II - IX классы), "Технологии" (V - IX классы), а также по "Информатике и ИКТ", "Физике" и "Химии" (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.

При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью, при проведении занятий по другим учебным предметам.

Рекомендуется деление IX классов на группы при организации предпрофильной подготовки.

Особенности федерального базисного учебного плана

В соответствии с модернизации российского образования на период до 2010 года в федеральном базисном учебном плане увеличено количество учебных часов на освоение обучающимися предметов социально-экономического цикла, иностранных языков и информатики.

При составлении учебных планов образовательных учреждений часы, отведенные на преподавание "Родного языка и литературы", рекомендуется использовать следующим образом:

в образовательных учреждениях с русским языком обучения не менее 270 часов на ступени начального общего образования и не менее 245 часов на ступени основного общего образования дополнительно отводить на преподавание учебного предмета "Русский язык" не менее 202 часов на ступени начального общего образования дополнительно отводить на преподавание учебного предмета "Литературное чтение";

в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения не менее 34 часов на ступени начального общего образования и не менее 105 часов на ступени основного общего образования дополнительно отводить на преподавание учебного предмета "Русский язык", не менее 245 часов на ступени основного общего образования дополнительно отводить на преподавание учебного предмета "Литература".

Количество часов, отводимых в образовательных учреждениях с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения на преподавание учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература", устанавливается субъектом Российской Федерации и/или самостоятельно образовательным учреждением.

Учебный предмет "Иностранный язык" изучается со II класса, увеличено общее количество часов на его изучение (со II по IX класс на 6 часов в неделю). Предложенный объем учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне.

Учебный предмет "Окружающий мир (человек, природа, общество)" изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.

"Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)", направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в III - IV классах в качестве учебного модуля и с VIII класса - как самостоятельный учебный предмет.

Часы, отведенные в I - II классах на преподавание учебных предметов "Искусство (ИЗО)" (1 час в неделю) и "Технология (Труд)" (1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" (2 часа в неделю).

Учебный предмет "Природоведение" (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов "География" (1 час в неделю) и "Биология" (1 час в неделю).

Учебный предмет "Обществознание" изучается с VI по IX класс. Увеличено количество часов на его изучение (с 2 до 4 часов на ступени основного общего образования). Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: "Общество", "Человек", "Социальная сфера", "Политика", "Экономика" и "Право".

Учебный предмет "География" сокращен на 1 час за счет объединения преподавания физической и экономической географии в единый синтезированный учебный предмет, перевода части его содержания (элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет "Обществознание".

Учебный предмет "Биология" сокращен на 1 час за счет существенной разгрузки его содержания по разделам ботаники и зоологии в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Одновременно в данном учебном предмете значительно расширен и углублен раздел "Человек".

Учебный предмет "Искусство" изучается и в IX классе. Таким образом, преподавание данного учебного предмета стало непрерывным.

Учебный предмет "Технология" построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения и потребностей региона.

Часы учебного предмета "Технология" в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" вводится для изучения на ступени основного общего образования. На его освоение отведен 1 час в неделю в VIII классе. Часть традиционного содержания предмета, связанная с правовыми аспектами военной службы, перенесена в учебный предмет "Обществознание".

Третий час учебного предмета "Физическая культура" использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.

На ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе - 1 час в неделю учебного предмета "География" и 1 час в неделю учебного предмета "Биология"; в VIII классе - 1 час в неделю учебного предмета "Искусство" и 1 час в неделю учебного предмета "Технология"; в IX классе - 1 час в неделю учебного предмета "История". Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета "Краеведение" или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.

В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-й учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература". В I классе указанных учреждений допускается использование учебных часов, отведенных на изучение учебных предметов "Технология (Труд)" и/или "Искусство", для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература" с последующим (во II - IV классах) возвращением занятых учебных часов из компонента образовательного учреждения.

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН для образовательных учреждений Российской Федерации

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

---------------------------------------+---------------------------+-------
¦           Учебные предметы           ¦  Количество часов в год   ¦Всего ¦
¦                                      +------+------+------+------+      ¦
¦                                      ¦  I   ¦  II  ¦ III  ¦  IV  ¦      ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Русский язык                          ¦99    ¦102   ¦102   ¦102   ¦405   ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Литературное чтение                   ¦66    ¦68    ¦68    ¦68    ¦270   ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Родной язык и литература <2>          ¦(132) ¦(136) ¦(102) ¦(102) ¦(472) ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Иностранный язык                      ¦      ¦68    ¦68    ¦68    ¦204   ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Математика                            ¦132   ¦136   ¦136   ¦136   ¦540   ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Окружающий мир (человек, природа,     ¦66    ¦68    ¦68    ¦68    ¦270   ¦
¦общество)                             ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Искусство (Музыка и ИЗО)              ¦66    ¦68    ¦68    ¦68    ¦270   ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Технология (Труд)                     ¦33    ¦34    ¦68    ¦68    ¦203   ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Физическая культура                   ¦99    ¦102   ¦102   ¦102   ¦405   ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Итого:                                ¦561   ¦646   ¦680   ¦680   ¦2567  ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Региональный (национально-            ¦(99)  ¦204   ¦170   ¦170   ¦643   ¦
¦региональный) компонент и компонент   ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦образовательного учреждения (6-дневная¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦неделя) <1>                           ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Предельно допустимая аудиторная       ¦(660) ¦850   ¦850   ¦850   ¦3210  ¦
¦учебная нагрузка при 6-дневной учебной¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦неделе <1>                            ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Региональный (национально-            ¦99    ¦102   ¦68    ¦68    ¦337   ¦
¦региональный) компонент и компонент   ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦образовательного учреждения (5-дневная¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦неделя)                               ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Предельно допустимая аудиторная       ¦660   ¦748   ¦748   ¦748   ¦2904  ¦
¦учебная нагрузка при 5-дневной учебной¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦неделе                                ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
---------------------------------------+------+------+------+------+-------

--------------------------------

<1> В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами , зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 декабря 2002 г., регистрационный N 3997, в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.

<2> При расчете часы, отведенные на преподавание "Родного языка и литературы", засчитываются в региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (ГОДОВОЙ) для образовательных учреждений Российской Федерации с русским языком обучения

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

----------------------------------+-----------------------+-------
¦        Учебные предметы         ¦Количество часов в год ¦Всего ¦
¦                                 +-----+-----T-----+-----+      ¦
¦                                 ¦  I  ¦  II ¦ III ¦  IV ¦      ¦
----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-------
----------------------------------+-----T-----+-----T-----+-------
¦Русский язык                     ¦ 165 ¦ 170 ¦ 170 ¦ 170 ¦  675 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Литературное чтение              ¦ 132 ¦ 136 ¦ 102 ¦ 102 ¦  472 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Иностранный язык                 ¦     ¦  68 ¦  68 ¦  68 ¦  204 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Математика                       ¦ 132 ¦ 136 ¦ 136 ¦ 136 ¦  540 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Окружающий мир (человек, природа,¦  66 ¦  68 ¦  68 ¦  68 ¦  270 ¦
¦общество)                        ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Искусство (Музыка и ИЗО) <2>     ¦  66 ¦  68 ¦  68 ¦  68 ¦  270 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Технология (Труд) <3>            ¦  33 ¦  34 ¦  68 ¦  68 ¦  203 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Физическая культура              ¦  66 ¦  68 ¦  68 ¦  68 ¦  270 ¦
----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-------
----------------------------------+-----T-----+-----T-----+-------
¦             Итого:              ¦ 660 ¦ 748 ¦ 748 ¦ 748 ¦ 2904 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Региональный (национально-регио- ¦ (0) ¦ 102 ¦ 102 ¦ 102 ¦  306 ¦
¦нальный) компонент и компонент   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦образовательного учреждения (6-  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦дневная неделя) <1>              ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Предельно допустимая аудиторная  ¦(660)¦ 850 ¦ 850 ¦ 850 ¦ 3210 ¦
¦учебная нагрузка при 6-дневной   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦учебной неделе <1>               ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Региональный (национально-регио- ¦   0 ¦   0 ¦   0 ¦   0 ¦    0 ¦
¦нальный) компонент и компонент   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦образовательного учреждения (5-  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦дневная неделя)                  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Предельно допустимая аудиторная  ¦ 660 ¦ 748 ¦ 748 ¦ 748 ¦ 2904 ¦
¦учебная нагрузка при 5-дневной   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦учебной неделе                   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-------

--------------------------------

<1> В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами , зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997, в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.

<2> Часы, отведенные в I - II классах на преподавание учебных предметов "Искусство (ИЗО)" (33 и 34 часа в год соответственно) и "Технология (Труд)" (33 и 34 часа в год соответственно), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" (66 и 68 часов в год соответственно).

<3> Учебный предмет "Информатика и ИКТ" изучается в III - IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета "Технология (Труд)".

<4> В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-й учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература". В I классе указанных учреждений допускается использование учебных часов, отведенных на изучение учебных предметов "Технология (Труд)" и/или "Искусство", для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература" с последующим (во II - IV классах) возвращением занятых учебных часов из компонента образовательного учреждения.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (НЕДЕЛЬНЫЙ) для образовательных учреждений Российской Федерации с русским языком обучения

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

----------------------------------+-----------------------+-------
¦        Учебные предметы         ¦   Количество часов    ¦Всего ¦
¦                                 ¦       в неделю        ¦      ¦
¦                                 +-----+-----T-----+-----+      ¦
¦                                 ¦  I  ¦  II ¦ III ¦  IV ¦      ¦
----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-------
----------------------------------+-----T-----+-----T-----+-------
¦Русский язык                     ¦   5 ¦   5 ¦   5 ¦   5 ¦   20 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Литературное чтение              ¦   4 ¦   4 ¦   3 ¦   3 ¦   14 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Иностранный язык                 ¦     ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦    6 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Математика                       ¦   4 ¦   4 ¦   4 ¦   4 ¦   16 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Окружающий мир (человек, природа,¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦    8 ¦
¦общество)                        ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Искусство (Музыка и ИЗО) <2>     ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦    8 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Технология (Труд) <3>            ¦   1 ¦   1 ¦   2 ¦   2 ¦    6 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Физическая культура              ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦    8 ¦
----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-------
----------------------------------+-----T-----+-----T-----+-------
¦             Итого:              ¦  20 ¦  22 ¦  22 ¦  22 ¦   86 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Региональный (национально-регио- ¦ (0) ¦   3 ¦   3 ¦   3 ¦    9 ¦
¦нальный) компонент и компонент   ¦ <1> ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦образовательного учреждения (6-  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦дневная неделя)                  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Предельно допустимая аудиторная  ¦ (20)¦  25 ¦  25 ¦  25 ¦   95 ¦
¦учебная нагрузка при 6-дневной   ¦ <1> ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦учебной неделе                   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Региональный (национально-регио- ¦   0 ¦   0 ¦   0 ¦   0 ¦    0 ¦
¦нальный) компонент и компонент   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦образовательного учреждения (5-  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦дневная неделя)                  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Предельно допустимая аудиторная  ¦  20 ¦  22 ¦  22 ¦  22 ¦   86 ¦
¦учебная нагрузка при 5-дневной   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦учебной неделе                   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-------

--------------------------------

<1> В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами , зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997, в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.

<2> Часы, отведенные в I - II классах на преподавание учебных предметов "Искусство (ИЗО)" (1 час в неделю) и "Технология (Труд)" (1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" (2 часа в неделю).

<3> Учебный предмет "Информатика и ИКТ" изучается в III - IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета "Технология (Труд)".

<4> В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-й учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература". В I классе указанных учреждений допускается использование учебных часов, отведенных на изучение учебных предметов "Технология (Труд)" и/или "Искусство", для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература" с последующим (во II - IV классах) возвращением занятых учебных часов из компонента образовательного учреждения.

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами , зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997, при 35-минутной продолжительности уроков во 2 - 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (ГОДОВОЙ) для образовательных учреждений Российской Федерации с родным (нерусским) языком обучения

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

----------------------------------+-----------------------+-------
¦        Учебные предметы         ¦Количество часов в год ¦Всего ¦
¦                                 +-----+-----T-----+-----+      ¦
¦                                 ¦  I  ¦  II ¦ III ¦  IV ¦      ¦
----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-------
----------------------------------+-----T-----+-----T-----+-------
¦Русский язык                     ¦  99 ¦ 136 ¦ 102 ¦ 102 ¦  439 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Литературное чтение              ¦  66 ¦  68 ¦  68 ¦  68 ¦  270 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Родной (нерусский) язык          ¦ (**)¦ (**)¦ (**)¦ (**)¦ (**) ¦
¦и литература <2>                 ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Иностранный язык                 ¦     ¦  68 ¦  68 ¦  68 ¦  204 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Математика                       ¦ 132 ¦ 136 ¦ 136 ¦ 136 ¦  540 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Окружающий мир (человек, природа,¦  33 ¦  68 ¦  68 ¦  68 ¦  237 ¦
¦общество)                        ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Искусство (Музыка и ИЗО) <3>     ¦  66 ¦  68 ¦  68 ¦  68 ¦  270 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Технология (Труд) <4>            ¦  33 ¦  34 ¦  68 ¦  68 ¦  203 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Физическая культура              ¦  66 ¦  68 ¦  68 ¦  68 ¦  270 ¦
----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-------
----------------------------------+-----T-----+-----T-----+-------
¦             Итого:              ¦ 495 ¦ 646 ¦ 646 ¦ 646 ¦ 2433 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Региональный (национально-регио- ¦(165)¦ 204 ¦ 204 ¦ 204 ¦  777 ¦
¦нальный) компонент и компонент   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦образовательного учреждения (6-  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦дневная неделя) <1>              ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Предельно допустимая аудиторная  ¦(660)¦ 850 ¦ 850 ¦ 850 ¦ 3210 ¦
¦учебная нагрузка при 6-дневной   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦учебной неделе <1>               ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-------

--------------------------------

<1> В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами , зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997, в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.

<2> Часы на преподавание учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература" выделяются из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.

<3> Часы, отведенные в I - II классах на преподавание учебных предметов "Искусство (ИЗО)" (33 и 34 часа в год соответственно) и "Технология (Труд)" (33 и 34 часа в год соответственно), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" (66 и 68 часов в год соответственно).

<4> Учебный предмет "Информатика и ИКТ" изучается в III - IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета "Технология (Труд)".

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (НЕДЕЛЬНЫЙ) для образовательных учреждений Российской Федерации с родным (нерусским) языком обучения

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

----------------------------------+-----------------------+-------
¦        Учебные предметы         ¦    Количество часов   ¦Всего ¦
¦                                 ¦        в неделю       ¦      ¦
¦                                 +-----+-----T-----+-----+      ¦
¦                                 ¦  I  ¦  II ¦ III ¦  IV ¦      ¦
----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-------
----------------------------------+-----T-----+-----T-----+-------
¦Русский язык                     ¦   3 ¦   4 ¦   3 ¦   3 ¦   13 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Литературное чтение              ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦    8 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Родной (нерусский) язык и        ¦ (**)¦ (**)¦ (**)¦ (**)¦ (**) ¦
¦литература <2>                   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Иностранный язык                 ¦     ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦    6 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Математика                       ¦   4 ¦   4 ¦   4 ¦   4 ¦   16 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Окружающий мир (человек, природа,¦   1 ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦    7 ¦
¦общество)                        ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Искусство (Музыка и ИЗО) <3>     ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦    8 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Технология (Труд) <4>            ¦   1 ¦   1 ¦   2 ¦   2 ¦    6 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Физическая культура              ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦    8 ¦
----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-------
----------------------------------+-----T-----+-----T-----+-------
¦             Итого:              ¦  15 ¦  19 ¦  19 ¦  19 ¦   72 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Региональный (национально-регио- ¦ (5) ¦   6 ¦   6 ¦   6 ¦   23 ¦
¦нальный) компонент и компонент   ¦ <1> ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦образовательного учреждения (6-  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦дневная неделя)                  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Предельно допустимая аудиторная  ¦(20) ¦  25 ¦  25 ¦  25 ¦   95 ¦
¦учебная нагрузка при 6-дневной   ¦ <1> ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦учебной неделе                   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-------

--------------------------------

<1> В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами , зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997, в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.

<2> Часы на преподавание учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература" выделяются из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.

<3> Часы, отведенные в I - II классах на преподавание учебных предметов "Искусство (ИЗО)" (1 час в неделю) и "Технология (Труд)" (1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" (2 часа в неделю).

<4> Учебный предмет "Информатика и ИКТ" изучается в III - IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета "Технология (Труд)".

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами , зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997, при 35-минутной продолжительности уроков во 2 - 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов.

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН образовательных учреждений Российской Федерации

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

-----------------------------------+-------------------------------+-------
¦         Учебные предметы         ¦    Количество часов в год     ¦Всего ¦
¦                                  +-----+------+-----T-----+------+      ¦
¦                                  ¦  V  ¦  VI  ¦ VII ¦VIII ¦  IX  ¦      ¦
+----------------------------------+-----+------+-----+-----+------+------+
¦Русский язык                      ¦105  ¦105   ¦105  ¦105  ¦70    ¦490   ¦
+----------------------------------+-----+------+-----+-----+------+------+
¦Литература                        ¦70   ¦70    ¦70   ¦70   ¦105   ¦385   ¦
+----------------------------------+-----+------+-----+-----+------+------+
¦Родной язык и литература <1>      ¦(210)¦(210) ¦(175)¦(105)¦(105) ¦(805) ¦
+----------------------------------+-----+------+-----+-----+------+------+
¦Иностранный язык                  ¦105  ¦105   ¦105  ¦105  ¦105   ¦525   ¦
+----------------------------------+-----+------+-----+-----+------+------+
¦Математика                        ¦175  ¦175   ¦175  ¦175  ¦175   ¦875   ¦
+----------------------------------+-----+------+-----+-----+------+------+
¦Информатика и ИКТ                 ¦     ¦      ¦     ¦35   ¦70    ¦105   ¦
+----------------------------------+-----+------+-----+-----+------+------+
¦История                           ¦70   ¦70    ¦70   ¦70   ¦70    ¦350   ¦
+----------------------------------+-----+------+-----+-----+------+------+
¦Обществознание (включая экономику ¦     ¦35    ¦35   ¦35   ¦35    ¦140   ¦
¦и право)                          ¦     ¦      ¦     ¦     ¦      ¦      ¦
+----------------------------------+-----+------+-----+-----+------+------+
¦География                         ¦     ¦35    ¦70   ¦70   ¦70    ¦245   ¦
+----------------------------------+-----+------+-----+-----+------+------+
¦Природоведение                    ¦70   ¦      ¦     ¦     ¦      ¦70    ¦
+----------------------------------+-----+------+-----+-----+------+------+
¦Физика                            ¦     ¦      ¦70   ¦70   ¦70    ¦210   ¦
+----------------------------------+-----+------+-----+-----+------+------+
¦Химия                             ¦     ¦      ¦     ¦70   ¦70    ¦140   ¦
+----------------------------------+-----+------+-----+-----+------+------+
¦Биология                          ¦     ¦35    ¦70   ¦70   ¦70    ¦245   ¦
+----------------------------------+-----+------+-----+-----+------+------+
¦Искусство (Музыка и ИЗО)          ¦70   ¦70    ¦70   ¦35   ¦35    ¦280   ¦
+----------------------------------+-----+------+-----+-----+------+------+
¦Технология                        ¦70   ¦70    ¦70   ¦35   ¦      ¦245   ¦
+----------------------------------+-----+------+-----+-----+------+------+
¦Основы безопасности               ¦     ¦      ¦     ¦35   ¦      ¦35    ¦
¦жизнедеятельности                 ¦     ¦      ¦     ¦     ¦      ¦      ¦
+----------------------------------+-----+------+-----+-----+------+------+
¦Физическая культура               ¦105  ¦105   ¦105  ¦105  ¦105   ¦525   ¦
+----------------------------------+-----+------+-----+-----+------+------+
¦Итого:                            ¦840  ¦875   ¦1015 ¦1085 ¦1050  ¦4865  ¦
+----------------------------------+-----+------+-----+-----+------+------+
¦Региональный (национально-        ¦245  ¦245   ¦175  ¦140  ¦175   ¦980   ¦
¦региональный) компонент и         ¦     ¦      ¦     ¦     ¦      ¦      ¦
¦компонент образовательного        ¦     ¦      ¦     ¦     ¦      ¦      ¦
¦учреждения (6-дневная неделя)     ¦     ¦      ¦     ¦     ¦      ¦      ¦
+----------------------------------+-----+------+-----+-----+------+------+
¦Предельно допустимая аудиторная   ¦1085 ¦1120  ¦1190 ¦1225 ¦1225  ¦5845  ¦
¦учебная нагрузка при 6-дневной    ¦     ¦      ¦     ¦     ¦      ¦      ¦
¦учебной неделе (требования СанПиН)¦     ¦      ¦     ¦     ¦      ¦      ¦
+----------------------------------+-----+------+-----+-----+------+------+
¦Региональный (национально-        ¦140  ¦140   ¦70   ¦35   ¦70    ¦455   ¦
¦региональный) компонент и         ¦     ¦      ¦     ¦     ¦      ¦      ¦
¦компонент образовательного        ¦     ¦      ¦     ¦     ¦      ¦      ¦
¦учреждения (5-дневная неделя)     ¦     ¦      ¦     ¦     ¦      ¦      ¦
+----------------------------------+-----+------+-----+-----+------+------+
¦Предельно допустимая аудиторная   ¦980  ¦1015  ¦1085 ¦1120 ¦1120  ¦5320  ¦
¦учебная нагрузка при 5-дневной    ¦     ¦      ¦     ¦     ¦      ¦      ¦
¦учебной неделе (требования СанПиН)¦     ¦      ¦     ¦     ¦      ¦      ¦
-----------------------------------+-----+------+-----+-----+------+-------

--------------------------------

<1> При расчете часы, отведенные на преподавание "Родного языка и литературы", засчитываются в региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (ГОДОВОЙ) для образовательных учреждений Российской Федерации с русским языком обучения

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

----------------------------------+-----------------------------+-------
¦        Учебные предметы         ¦   Количество часов в год    ¦Всего ¦
¦                                 +-----+-----T-----+-----T-----+      ¦
¦                                 ¦  V  ¦  VI ¦ VII ¦ VIII¦  IX ¦      ¦
----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-------
----------------------------------+-----T-----+-----T-----+-----T-------
¦Русский язык                     ¦ 210 ¦ 210 ¦ 140 ¦ 105 ¦  70 ¦  735 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Литература                       ¦  70 ¦  70 ¦  70 ¦  70 ¦ 105 ¦  385 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Иностранный язык                 ¦ 105 ¦ 105 ¦ 105 ¦ 105 ¦ 105 ¦  525 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Математика                       ¦ 175 ¦ 175 ¦ 175 ¦ 175 ¦ 175 ¦  875 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Информатика и ИКТ                ¦     ¦     ¦     ¦  35 ¦  70 ¦  105 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦История                          ¦  70 ¦  70 ¦  70 ¦  70 ¦  70 ¦  350 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Обществознание (включая экономику¦     ¦  35 ¦  35 ¦  35 ¦  35 ¦  140 ¦
¦и право)                         ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦География                        ¦     ¦  35 ¦  70 ¦  70 ¦  70 ¦  245 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Природоведение <1>               ¦  70 ¦     ¦     ¦     ¦     ¦   70 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Физика                           ¦     ¦     ¦  70 ¦  70 ¦  70 ¦  210 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Химия                            ¦     ¦     ¦     ¦  70 ¦  70 ¦  140 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Биология                         ¦     ¦  35 ¦  70 ¦  70 ¦  70 ¦  245 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Искусство (Музыка и ИЗО)         ¦  70 ¦  70 ¦  70 ¦  35 ¦  35 ¦  280 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Технология <2>                   ¦  70 ¦  70 ¦  70 ¦  35 ¦     ¦  245 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Основы безопасности жизнедеятель-¦     ¦     ¦     ¦  35 ¦     ¦   35 ¦
¦ности                            ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Физическая культура              ¦  70 ¦  70 ¦  70 ¦  70 ¦  70 ¦  350 ¦
----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-------
----------------------------------+-----T-----+-----T-----+-----T-------
¦             Итого:              ¦ 910 ¦ 945 ¦1015 ¦1050 ¦1015 ¦ 4935 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Региональный (национально-регио- ¦ 175 ¦ 175 ¦ 175 ¦ 175 ¦ 210 ¦  910 ¦
¦нальный) компонент и компонент   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦образовательного учреждения (6-  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦дневная неделя)                  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Предельно допустимая аудиторная  ¦1085 ¦1120 ¦1190 ¦1225 ¦1225 ¦ 5845 ¦
¦учебная нагрузка при 6-дневной   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦учебной неделе (требования       ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦СанПиН)                          ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Региональный (национально-регио- ¦  70 ¦  70 ¦  70 ¦  70 ¦ 105 ¦  385 ¦
¦нальный) компонент и компонент   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦образовательного учреждения (5-  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦дневная неделя)                  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Предельно допустимая аудиторная  ¦ 980 ¦1015 ¦1085 ¦1120 ¦1120 ¦ 5320 ¦
¦учебная нагрузка при 5-дневной   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦учебной неделе (требования       ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦СанПиН)                          ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-------

--------------------------------

<1> Учебный предмет "Природоведение" (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (70 часов) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов "География" (35 часов) и "Биология" (35 часов).

<2> Часы учебного предмета "Технология" в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

<3> Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе - 35 часов учебного предмета "География" и 35 часов учебного предмета "Биология"; в VIII классе - 35 часов учебного предмета "Искусство" и 35 часов учебного предмета "Технология"; в IX классе - 35 часов учебного предмета "История". Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета "Краеведение" или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.

<4> В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-й учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература".

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (НЕДЕЛЬНЫЙ) для образовательных учреждений Российской Федерации с русским языком обучения

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

----------------------------------+-----------------------------+-------
¦        Учебные предметы         ¦  Количество часов в неделю  ¦Всего ¦
¦                                 +-----+-----T-----+-----T-----+      ¦
¦                                 ¦  V  ¦  VI ¦ VII ¦ VIII¦  IX ¦      ¦
----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-------
----------------------------------+-----T-----+-----T-----+-----T-------
¦Русский язык                     ¦   6 ¦   6 ¦   4 ¦   3 ¦   2 ¦   21 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Литература                       ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦   3 ¦   11 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Иностранный язык                 ¦   3 ¦   3 ¦   3 ¦   3 ¦   3 ¦   15 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Математика                       ¦   5 ¦   5 ¦   5 ¦   5 ¦   5 ¦   25 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Информатика и ИКТ                ¦     ¦     ¦     ¦   1 ¦   2 ¦    3 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦История                          ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦   10 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Обществознание (включая экономику¦     ¦   1 ¦   1 ¦   1 ¦   1 ¦    4 ¦
¦и право)                         ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦География                        ¦     ¦   1 ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦    7 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Природоведение <1>               ¦   2 ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    2 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Физика                           ¦     ¦     ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦    6 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Химия                            ¦     ¦     ¦     ¦   2 ¦   2 ¦    4 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Биология                         ¦     ¦   1 ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦    7 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Искусство (Музыка и ИЗО)         ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦   1 ¦   1 ¦    8 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Технология <2>                   ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦   1 ¦     ¦    7 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Основы безопасности жизнедеятель-¦     ¦     ¦     ¦   1 ¦     ¦    1 ¦
¦ности                            ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Физическая культура              ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦   10 ¦
----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-------
----------------------------------+-----T-----+-----T-----+-----T-------
¦             Итого:              ¦  26 ¦  27 ¦  29 ¦  30 ¦  29 ¦  141 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Региональный (национально-регио- ¦   5 ¦   5 ¦   5 ¦   5 ¦   6 ¦   26 ¦
¦нальный) компонент и компонент   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦образовательного учреждения (6-  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦дневная неделя)                  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Предельно допустимая аудиторная  ¦  31 ¦  32 ¦  34 ¦  35 ¦  35 ¦  167 ¦
¦учебная нагрузка при 6-дневной   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦учебной неделе (требования       ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦СанПиН)                          ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Региональный (национально-регио- ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦   3 ¦   11 ¦
¦нальный) компонент и компонент   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦образовательного учреждения (5-  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦дневная неделя)                  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Предельно допустимая аудиторная  ¦  28 ¦  29 ¦  31 ¦  32 ¦  32 ¦  152 ¦
¦учебная нагрузка при 5-дневной   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦учебной неделе (требования       ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦СанПиН)                          ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-------

--------------------------------

<1> Учебный предмет "Природоведение" (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов "География" (1 час в неделю) и "Биология" (1 час в неделю).

<2> Часы учебного предмета "Технология" в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

<3> Для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе - 1 час в неделю учебного предмета "География" и 1 час в неделю учебного предмета "Биология"; в VIII классе - 1 час в неделю учебного предмета "Искусство" и 1 час в неделю учебного предмета "Технология"; в IX классе - 1 час в неделю учебного предмета "История". Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета "Краеведение" или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.

<4> В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-й учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература".

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (ГОДОВОЙ) для образовательных учреждений Российской Федерации с родным (нерусским) языком обучения

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

----------------------------------+-----------------------------+-------
¦        Учебные предметы         ¦    Количество часов в год   ¦Всего ¦
¦                                 +-----+-----T-----+-----T-----+      ¦
¦                                 ¦  V  ¦  VI ¦ VII ¦ VIII¦  IX ¦      ¦
----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-------
----------------------------------+-----T-----+-----T-----+-----T-------
¦Русский язык                     ¦ 140 ¦ 140 ¦ 140 ¦ 105 ¦ 105 ¦  630 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Литература                       ¦ 140 ¦ 140 ¦ 105 ¦ 105 ¦ 105 ¦  595 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Родной (нерусский) язык          ¦ (*) ¦ (*) ¦ (*) ¦ (*) ¦ (*) ¦  (*) ¦
¦и литература <1>                 ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Иностранный язык                 ¦ 105 ¦ 105 ¦ 105 ¦ 105 ¦ 105 ¦  525 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Математика                       ¦ 175 ¦ 175 ¦ 175 ¦ 175 ¦ 175 ¦  875 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Информатика и ИКТ                ¦     ¦     ¦     ¦  35 ¦  70 ¦  105 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦История                          ¦  70 ¦  70 ¦  70 ¦  70 ¦  70 ¦  350 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Обществознание (включая экономику¦     ¦  35 ¦  35 ¦  35 ¦  35 ¦  140 ¦
¦и право)                         ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦География                        ¦     ¦  35 ¦  70 ¦  70 ¦  70 ¦  245 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Природоведение <2>               ¦  70 ¦     ¦     ¦     ¦     ¦   70 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Физика                           ¦     ¦     ¦  70 ¦  70 ¦  70 ¦  210 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Химия                            ¦     ¦     ¦     ¦  70 ¦  70 ¦  140 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Биология                         ¦     ¦  35 ¦  70 ¦  70 ¦  70 ¦  245 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Искусство (Музыка и ИЗО)         ¦  70 ¦  70 ¦  70 ¦  35 ¦  35 ¦  280 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Технология <3>                   ¦  70 ¦  70 ¦  70 ¦  35 ¦     ¦  245 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Основы безопасности жизнедеятель-¦     ¦     ¦     ¦  35 ¦     ¦   35 ¦
¦ности                            ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Физическая культура              ¦  70 ¦  70 ¦  70 ¦  70 ¦  70 ¦  350 ¦
----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-------
----------------------------------+-----T-----+-----T-----+-----T-------
¦             Итого:              ¦ 910 ¦ 945 ¦1050 ¦1085 ¦1050 ¦ 5040 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Региональный (национально-регио- ¦ 175 ¦ 175 ¦ 140 ¦ 140 ¦ 175 ¦  805 ¦
¦нальный) компонент и компонент   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦образовательного учреждения (6-  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦дневная неделя)                  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Предельно допустимая аудиторная  ¦1085 ¦1120 ¦1190 ¦1225 ¦1225 ¦ 5845 ¦
¦учебная нагрузка при 6-дневной   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦учебной неделе (требования       ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦СанПиН)                          ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-------

--------------------------------

<1> Часы на преподавание учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература" выделяются из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.

<2> Учебный предмет "Природоведение" (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (70 часов) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов "География" (35 часов) и "Биология" (35 часов).

<3> Часы учебного предмета "Технология" в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

<4> Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе - 35 часов учебного предмета "География" и 35 часов учебного предмета "Биология"; в VIII классе - 35 часов учебного предмета "Искусство" и 35 часов учебного предмета "Технология"; в IX классе - 35 часов учебного предмета "История". Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета "Краеведение" или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (НЕДЕЛЬНЫЙ) для образовательных учреждений Российской Федерации с родным (нерусским) языком обучения

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

----------------------------------+-----------------------------+-------
¦        Учебные предметы         ¦  Количество часов в неделю  ¦ Всего¦
¦                                 +-----+-----T-----+-----T-----+      ¦
¦                                 ¦  V  ¦  VI ¦ VII ¦ VIII¦  IX ¦      ¦
----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-------
----------------------------------+-----T-----+-----T-----+-----T-------
¦Русский язык                     ¦   4 ¦   4 ¦   4 ¦   3 ¦   3 ¦   18 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Литература                       ¦   4 ¦   4 ¦   3 ¦   3 ¦   3 ¦   17 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Родной (нерусский) язык          ¦ (*) ¦ (*) ¦ (*) ¦ (*) ¦ (*) ¦  (*) ¦
¦и литература <1>                 ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Иностранный язык                 ¦   3 ¦   3 ¦   3 ¦   3 ¦   3 ¦   15 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Математика                       ¦   5 ¦   5 ¦   5 ¦   5 ¦   5 ¦   25 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Информатика и ИКТ                ¦     ¦     ¦     ¦   1 ¦   2 ¦    3 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦История                          ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦   10 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Обществознание (включая экономику¦     ¦   1 ¦   1 ¦   1 ¦   1 ¦    4 ¦
¦и право)                         ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦География                        ¦     ¦   1 ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦    7 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Природоведение <2>               ¦   2 ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    2 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Физика                           ¦     ¦     ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦    6 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Химия                            ¦     ¦     ¦     ¦   2 ¦   2 ¦    4 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Биология                         ¦     ¦   1 ¦   2 ¦   2 ¦   2 ¦    7 ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+

Комментарии
Комментирование через социальные сервисы Facebook и Вконтакте:

Курсы валют ЦБР

07.11.201408.11.2014
56.545059.3153
45.185447.8774
3.335953.41847
0.249760.264662
72.219875.8043
7.392787.8194
0.3943910.415675