Все документы

Статья 97 ЗК РФ. Земли природоохранного назначения

1. К землям природоохранного назначения относятся земли:

1) утратил силу. - Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 406-ФЗ;

3) занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий);

4) утратил силу. - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ;

5) иные земли, выполняющие природоохранные функции.

2. На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

3. Юридические лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.

4. В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

5. В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.

Комментарий к ст. 97 ЗК РФ

  1. 1

    В первоначальной редакции данной статьи Земельного кодекса к числу земель природоохранного назначения относились также земли водоохранных зон рек и водоемов, земли противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждений. Вывод этих земель за пределы данной категории является существенной потерей для земель природоохранного назначения, а точнее - для тех функций, которые эти земли осуществляют. Водоохранные зоны исключены также из состава земель водного фонда и, таким образом, в настоящее время могут принадлежать к любым другим категориям земель и представляют собой территорию действия ограничений в использовании земель и осуществлении хозяйственной деятельности, налагаемых Водным кодексом РФ на земельные участки, прилегающие к водным объектам. Исключение из состава земель природоохранного назначения противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждений, защищающих сельскохозяйственные угодья, отчасти компенсируется нахождением в этой категории земель защитных лесов, но при этом те насаждения, которые не конституированы в качестве леса, юридически утратили свое природоохранное назначение, хотя фактически его выполняют.

    Земли запретных и нерестоохранных полос, указанные в подп. 2 п. 1 комментируемой статьи, на момент принятия Земельного кодекса корреспондировали с запретными полосами лесов по берегам рек, озер, водохранилищ, других водных объектов и запретными полосами лесов, защищающими нерестилища ценных промысловых рыб, относимыми ныне не действующей ст. 56 Лесного кодекса 1997 г. к лесам первой группы. Действующий Лесной кодекс РФ не оперирует понятиями запретных и нерестоохранных полос. В новой терминологии запретные полосы поглощены понятием лесов, расположенных в водоохранных зонах. Нерестоохранные же полосы не имеют прямого аналога в лесном законодательстве, однако отсутствие указания на их лесопокрытый характер не препятствует тому, чтобы такие полосы отнести по целевому назначению к рыбоохранным зонам, а также соотнести их с прибрежными защитными полосами водоохранных зон водоемов, являющихся местами нереста. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 м независимо от уклона прилегающих земель (п. 13 ст. 65 Водного кодекса РФ). Впрочем, отнесение таких участков водоохранных зон к землям природоохранного назначения не имеет принципиального значения, поскольку п. п. 2 и 4 настоящей статьи имеют большей частью отсылочный характер, в то время как правовой режим прибрежных защитных полос четко определен Водным кодексом.

    Согласно Федеральному закону от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" рыбоохранные зоны устанавливаются на территориях, прилегающих к акваториям водных объектов рыбохозяйственного значения, в целях сохранения условий для воспроизводства водных биоресурсов. В рыбоохранных зонах вводятся ограничения хозяйственной и иной деятельности, устанавливается особый режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. Порядок установления рыбоохранных зон определяется Правительством РФ. В настоящее время такой порядок еще не утвержден.

    К землям природоохранного назначения относятся земли, занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством, но за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий. Такова новая редакция подп. 3 п. 1 настоящей статьи, введенная в связи с принятием Лесного кодекса (Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ). Очевидно, что в количественном отношении площадь остающихся защитных лесов невелика. Косвенно об этом можно судить по данным Роснедвижимости: 16625,5 тыс. га, или 48,3% земель особо охраняемых территорий занято лесом и только 641,6 тыс. га, или 1,9%, занято лесными насаждениями, не входящими в лесной фонд.

    Обращает на себя внимание технический недостаток в формулировке: законодатель отнес к природоохранным земли, занятые защитными лесами вне особо охраняемых территорий, в то время как сами природоохранные земли являются частью категории особо охраняемых территорий и, таким образом, в состав природоохранных земель включается то, что исключается. Поскольку такой вариант лишает норму смысла, очевидно, законодатель имел в виду либо защитные леса на землях особо охраняемых природных территорий, что более логично, либо иные (кроме природоохранных) земли особо охраняемых территорий. Из этого и следует исходить при выделении из определенного лесным законодательством круга защитных лесов тех, земли которых можно отнести к природоохранным.

    Что касается исключения из состава земель природоохранного назначения земель, занятых защитными лесами, расположенными на землях лесного фонда, то непризнание их природоохранного значения не меняет их собственный особый режим использования и охраны, установленный лесным законодательством.

    Лесным кодексом с учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории защитных лесов (ст. 102 ЛК РФ):

    1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (к природоохранным не отнесены);

    2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

    3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ; зеленые зоны, лесопарки; городские леса; леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;