Все документы

Статья 96 ЗК РФ. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов

1. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

2. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Комментарий к ст. 96 ЗК РФ

  1. 1

    Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов являются подкатегорией земель особо охраняемых природных территорий (п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях") с собственным целевым назначением, на которое указывает комментируемая норма Земельного кодекса, для лечения и отдыха граждан. С другой стороны, лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств (п. 2 ст. 31 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях").

    Основной критерий включения земель в состав данной категории - наличие природных лечебных ресурсов. Природные лечебные ресурсы - это минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований, многолетней практики и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения. Перечень курортов России с обоснованием их уникальности по природным лечебным факторам приведен в Методических указаниях Министерства здравоохранения РФ (утв. 22 декабря 1999 г. N 99/228)

    Отличие курорта от лечебно-оздоровительной местности в том, что лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, отдыха населения, а курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

    Наряду с курортами, специальное законодательство оперирует понятием курортного региона (района), которым может быть признана территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны. Так, еще до принятия Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ в целях сохранения природных свойств курортов Кавказских Минеральных Вод - всемирно известной местности с уникальными лечебными и оздоровительными факторами, историко-архитектурным и культурным обликом - Указом Президента РФ от 27 марта 1992 г. N 309 району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта. Правовой режим земель курортных регионов (районов) в целом идентичен правовому режиму земель курортов.

    Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством РФ по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ.

    Так, распоряжением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. N 591-р "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", принятым во исполнение Указа Президента РФ от 6 июля 1994 г. N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" (с изм.), утвержден перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение. В перечень включены курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапы, г. Геленджика и г. Сочи. Постановлением Президиума Верховного Совета РФ N 4766-1 и Совета Министров - Правительства РФ N 337 от 12 апреля 1993 г. "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения, и ему придан ему статус эколого-экономического района с элементами свободной экономической зоны рекреационного типа.

    Названным Указом Президента Правительству РФ было поручено: утвердить перечни природных объектов побережий Черного и Азовского морей, относящихся к федеральным природным ресурсам; провести соответствующие топографо-геодезические и картографические работы и утвердить границы природных объектов побережий Черного и Азовского морей, относящихся к федеральным природным ресурсам; утвердить в первоочередном порядке границы земельных участков особо охраняемых природных территорий, передача которых в частную собственность не допускается, а изменение установленного режима их использования производится с разрешения органа, утвердившего правовой статус этих территорий; определить порядок использования курортных и лечебно-оздоровительных зон, учитывая сохранение их природных и лечебных свойств.