Все документы

Статья 94 ЗК РФ. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий

1. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

2. К землям особо охраняемых территорий относятся земли:

1) особо охраняемых природных территорий;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

4) историко-культурного назначения;

5) особо ценные земли.

3. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.

4. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

5. Утратил силу. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 406-ФЗ.

6. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Комментарий к ст. 94 ЗК РФ

  1. 1

    Пункт 1 настоящей статьи устанавливает содержательные и формальные (юридические) признаки особо охраняемых территорий. К содержательным признакам относятся те из них, которые указывают на особую значимость соответствующих территорий: их природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, наличие которого служит основанием для придания особого правового статуса. Такие территории формализуются в качестве особо охраняемых посредством: а) полного или частичного изъятия из хозяйственного использования; б) полного или частичного изъятия их из оборота; в) установления особого правового режима использования и охраны.

    Степень изъятия особо охраняемых территорий из хозяйственного использования определяется в общих чертах нормами данной главы Земельного кодекса РФ, Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ (с изм.) "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ (с изм.) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Лесным кодексом Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ, Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также индивидуальными положениями об охраняемых территориях и объектах.

    Ограничение оборотоспособности земельных участков в пределах особо охраняемых территорий в виде изъятия их из оборота и ограничения оборота регулируется ст. 27 ЗК РФ. Так, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 настоящего Кодекса), воинскими и гражданскими захоронениями. Ограничиваются в обороте земельные участки в пределах иных (кроме заповедников и национальных парков) особо охраняемых природных территорий, земли, занятые защитными лесами в составе земель лесного фонда, особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия. Формулировка "в пределах иных (кроме заповедников и национальных парков) особо охраняемых природных территорий" распространяется, во-первых, на виды особо охраняемых природных территорий, названные в п. 1 ст. 95 настоящего Кодекса, а также на иные виды земель особо охраняемых ПРИРОДНЫХ территорий, образуемые в соответствии с п. 5 настоящей статьи (здесь и далее выделено мной. - М.В.). Во-вторых, ограничения оборота распространяются не только на земли самих особо охраняемых природных территорий (далее также - ООПТ), но и на земельные участки, принадлежащие другим лицам, расположенные В ПРЕДЕЛАХ таких территорий.

    Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом, федеральными законами.

    Согласно п. 2 ст. 27 настоящего Кодекса земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Последнее положение надлежит понимать как наличие в федеральном законе прямого (специального) указания на возможность предоставления ограниченно оборотоспособных земельных участков в частную собственность, отсутствие которого является основанием для отказа в приватизации земельного участка.

    Общество с ограниченной ответственностью приобрело в порядке приватизации нежилое помещение. Земельный участок, необходимый для эксплуатации этого объекта, был в 1994 г. предоставлен обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования. В 1974 г. этот участок Постановлением Совета Министров РСФСР был включен в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения. В 2005 г. общество обратилось в областной департамент имущественных и земельных отношений с заявкой на приватизацию земельного участка, на котором расположен приватизированный объект недвижимости. Департамент уведомил заявителя о том, что указанный земельный участок входит в охранную территорию памятника федерального значения и археологического наследия - культурного слоя города Смоленска, ограничен в обороте и, следовательно, не подлежит приватизации. Полагая, что такой отказ не соответствует действующему законодательству, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и понуждении департамента заключить договор купли-продажи земельного участка.