Все документы

Статья 69 ЗК РФ. Организация и порядок проведения землеустройства

1. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

2. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.

4 - 5. Утратили силу. - Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ.

6. Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.

7. Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к ст. 69 ЗК РФ

  1. 1

    Комментируемая статья содержит общие нормы, касающиеся организации и порядка проведения землеустройства. Субъектами инициативы проведения землеустройства Кодекс называет уполномоченные исполнительные органы государственной власти, местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, а также землеустроительные работы могут быть начаты по решению суда.

    Соответственно основаниями проведения землеустройства являются: решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные решения (ст. 4 Федерального закона "О землеустройстве").

  2. 2

    Кодекс установил, что землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Соответственно случаи обязательного землеустройства можно устанавливать только на федеральном уровне.

    Федеральный закон "О землеустройстве" содержит исчерпывающий перечень случаев проведения землеустройства. Такими случаями являются:

    1) изменение границ объектов землеустройства;

    2) предоставление и изъятие земельных участков;

    3) определение границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;

    4) перераспределение используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;

    5) выявление нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

    6) проведение мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

    Землеустроительные работы могут включать следующие действия:

    1) изучение состояния земель;

    2) геодезические и картографические работы;

    3) почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;

    4) оценку качества земель;

    5) инвентаризацию земель;

    6) территориальное землеустройство;

    7) планирование и организацию рационального использования земель и их охраны;

    8) образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства;

    9) межевание объектов землеустройства;

    10) внутрихозяйственное землеустройство.

    Представляется важным рассмотреть землеустроительную процедуру, т.е. порядок осуществления землеустроительных работ. Можно выделить следующие этапы землеустроительных работ:

    возбуждение землеустроительного дела, подготовка землеустроительной документации (подготовительные работы);

    составление проекта, предъявление его участникам землеустройства и т.д.;

    утверждение проекта и приведение его в исполнение (установление межевых знаков, оценка качества земель и т.д.);

    оформление землеустроительного дела, составление и выдача участникам землеустройства землеустроительной документации.

    Землеустроительное дело включает землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы (заявления, протоколы, справки и т.д.). Землеустроительное дело формируется, выдается заказчикам и хранится в архивах органов по государственному управлению земельными ресурсами. Приказ Минэкономразвития России от 14 ноября 2006 г. N 376 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства" (зарег. в Минюсте России 12 декабря 2006 г.) обязал Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) (в настоящее время - Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии) и его территориальные органы и их территориальные отделы предоставлять услугу по хранению землеустроительной документации.

  3. 3

    Кодекс установил презумпцию открытости сведений о землеустройстве, за исключением сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.

    Вопрос о государственной тайне урегулирован в Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", а также Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне". Помимо сведений, которые относятся к государственной тайне, вышеуказанным Законом РФ устанавливаются сведения, которые не могут составлять предмет государственной тайны. К ним относятся сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации; о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации; о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.