Все документы

Статья 68 ЗК РФ. Землеустройство

1. Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

2. Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при осуществлении мониторинга земель.

Комментарий к ст. 68 ЗК РФ

  1. 1

    Первые землеустроительные действия стали осуществляться уже в древнем Египте, Китае, Греции за несколько тысячелетий до нашей эры. Землемеры в то время делили землю, вели учет, осуществляли различные измерения для строительства каналов и сооружений, устанавливали границы, разрешали споры.

    Землемерные действия осуществлялись и во времена Древней Руси, где землемеры занимались вычислением расстояния между пунктами на местности, согласованием границ между соседями, учетом земли и ее оценкой. Но термин "землеустройство" появился в русском языке только в начале XX в. До этого при осуществлении землеустроительных действий употребляли слова "землемерие", "межевание" и иные.

    В дореволюционной России землеустройству придавалась со стороны государства большая значимость. Особенно роль землеустройства возросла с отменой крепостного права в России и последовавшей за ней земельной реформой, которая, в свою очередь, привела к усложнению земельно-правовых отношений. Важным этапом в развитии землеустройства послужило генеральное межевание, в рамках которого проводились мероприятия по установлению точных границ земельных дач (населенных и ненаселенных единиц владения) по всей территории Российской империи. Одновременно проводились описание и оценка дворянских имений отдельных владений. Генеральное межевание было вызвано частыми земельными спорами. Многие землевладения дворян к середине XVIII в. не были оформлены законным образом. Правовой основой генерального межевания был правительственный Манифест, опубликованный 19 сентября 1765 г., а также генеральные правила, данные межевой комиссии для сочинения по оным межевой инструкции, которые были опубликованы в тот же день.

    В Манифесте устанавливалось, что все границы на 19 сентября 1765 г. признавались бесспорными. Таким образом, землевладельцы были признаны собственниками всех земель, которые оказались в границах их владении на день опубликования Манифеста.

    С момента проведения генерального межевания повысился статус землемеров, чья работа стала считаться делом государственной важности, а государственные землемеры принимали присягу, в которой клялись достойно выполнять порученное им дело.

    Генеральное межевание оформило и укрепило дворянское землевладение и легализовало произведенные помещиками захваты земель и лесов. Итоги генерального межевания до Октябрьской революции оставались основой гражданско-правовых отношений в сфере земельного права в России.

    Сформировавшаяся система землеустройства в Российской империи к началу XX в. была нарушена в связи с принятием новыми большевистскими органами власти целого ряда актов, в том числе Декрета о земле (1917 г.). Провозглашение государственной собственности и отмена частной собственности на землю кардинально изменили земельные отношения, что не могло не отразиться и на развитии землеустройства.

    Землеустройство становится одним из основных инструментов политических, экономических и аграрных преобразований. Его главной целью была реализации Декрета о земле, принятого Вторым Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г.

    Первым нормативным актом советской власти, который регулировал вопрос землеустройства, стало Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию, утв. ВЦИК 14 февраля 1919 г. Однако Положение не оправдало возложенных надежд на упорядочение землепользования. В 1922 г. был принят Земельный кодекс РСФСР, который был введен в действие с 1 декабря 1922 г. Постановлением ВЦИК от 30 октября 1922 г. Земельный кодекс содержал раздел о землеустройстве, и задачей этого института признавалось упорядочение существующих и образование новых землепользований соответственно правам на землю и требованиям хозяйственно-технической целесообразности.

    После образования Союза Советских Социалистических Республик в 1922 г. землеустройство стало регулироваться на основе союзного земельного законодательства.

    Общими началами землепользования и землеустройства, утв. Постановлением ЦИК СССР от 15 декабря 1928 г., устанавливалось, что землеустройство, организуя земельную площадь с соблюдением прав населения на свободный выбор форм землепользования, должно способствовать общему подъему сельского хозяйства, кооперированию и его коллективизации. Этот документ стал на период коллективизации, в также в предвоенные и послевоенные годы важнейшим.

    К середине 60-х годов XX в. многие сельскохозяйственные мероприятия превратились в крупные по площади хозяйства. В РСФСР землеустройство в это время проводилось на основе Постановления Совета Министров РСФСР "О мерах по улучшению землеустройства, введению и освоению правильных севооборотов в колхозах и совхозах".

    Земельный кодекс РСФСР 1970 г. вводит понятие "государственное землеустройство". Согласно Земельному кодексу 1970 г. под землеустройством понималась система государственных мероприятий, направленных на осуществление решений государственных органов в области пользования землей.

    Задачами государственного землеустройства назывались: организация наиболее полного, научно обоснованного, рационального и эффективного использования земель, повышение культуры земледелия и охрана земель.

    К началу 1990 г. в стране сложилась система землеустройства, правовую основу которой составляли названный Земельный кодекс РСФСР 1970 г., Постановление Совета Министров "Об улучшении организации выполнения и повышения качества проектно-изыскательских работ по землеустройству", принятое 10 апреля 1975 г., и ряд иных нормативных правовых актов.

    Вместе с тем использование земель не было совершенным, существовало еще много проблем, сдерживающих экономику, что привело к необходимости проведения земельной реформы.