Все документы

Статья 29 КАС РФ. Единоличное и коллегиальное рассмотрение административных дел

1. Административные дела в суде первой инстанции рассматриваются судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение административных дел не предусмотрено настоящей статьей. Коллегиальное рассмотрение административных дел в суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей.

2. В суде первой инстанции рассматриваются коллегиально:

1) административные дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

2) административные дела о расформировании избирательных комиссий;

3) административные дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации, о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о результатах референдума Российской Федерации;

4) административные дела, направленные в суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на их коллегиальное рассмотрение;

5) административные дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем суда в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи;

6) административные дела, рассматриваемые Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.

3. Административные дела в суде апелляционной инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех судей.

4. Состав суда при производстве по административным делам в судах кассационной и надзорной инстанций определяется в соответствии с главами 35 и 36 настоящего Кодекса.

5. При коллегиальном рассмотрении административного дела один из судей председательствует в судебном заседании.

Комментарий к ст. 29 КАС РФ

  1. 1

    Во всех отраслях процессуального права закреплен принцип сочетания единоличного и коллегиального рассмотрения дел, в соответствии с которым большинство дел по первой инстанции рассматривается единолично судьей, за исключениями, указанными в законе, а пересмотр судебных актов осуществляется коллегиально.

    В качестве суда первой инстанции административные дела могут рассматриваться всеми звеньями судов общей юрисдикции в соответствии с определенной законом подсудностью.

  2. 2

    В административном судопроизводстве административные дела в суде первой инстанции по общему правилу рассматриваются судьей единолично. Законом (ч. 2 комментируемой статьи) предусмотрен исчерпывающий перечень случаев рассмотрения дел в суде первой инстанции в коллегиальном составе.

    Во-первых, это административные дела, отнесенные законом к ведению ВС РФ:

    1) административные дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ;

    2) административные дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ о результатах выборов Президента РФ, о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, о результатах референдума Российской Федерации;

    3) административные дела, рассматриваемые Дисциплинарной коллегией ВС РФ.

    Во-вторых, это иные категории дел, прямо указанные в законе, например административные дела о расформировании избирательных комиссий.

    В-третьих, это административные дела, направленные в суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на их коллегиальное рассмотрение. В полномочия вышестоящих инстанций входит право при отмене судебного акта с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции указать на его рассмотрение в коллегиальном составе.

    В-четвертых, это административные дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем суда в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи. В данном случае требуется заявление судьи, в чьем производстве находится дело. Требование о мотивированности такого заявления означает, что судья должен обосновать сложность дела. При этом понятие сложности дела может включать отсутствие судебной практики, неоднозначность складывающейся судебной практики, сложность дела с позиции фактов (множественность лиц, участвующих в деле, большое количество доказательств по делу, неоднозначность фактов и доказательств) и пр.

  3. 3

    Административные дела в суде апелляционной инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех судей. В качестве апелляционной инстанции может выступать районный суд применительно к судебным постановлениям мировых судей или суд общей юрисдикции субъекта РФ относительно судебных актов районных судов. Существует апелляционная коллегия и в структуре ВС РФ применительно к пересмотру тех судебных актов, которые были вынесены ВС РФ в качестве суда первой инстанции.