Все документы

Статья 209 КАС РФ. Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим

1. Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 настоящего Кодекса.

2. В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 и 8 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса;

2) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования;

4) сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;

5) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 настоящего Кодекса, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения;

6) наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;

7) ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи;

8) требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

3. К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 настоящей статьи, а также копия оспариваемого нормативного правового акта.

Комментарий к ст. 209 КАС РФ

  1. 1

    Комментируемая статья устанавливает требования к форме и содержанию административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта.

    Заявление может быть направлено в суд по почте либо передано в канцелярию соответствующего суда. С 15 сентября 2016 г. заявление, представление, так же как и другие документы по административным делам, можно будет подать посредством заполнения специальной формы, размещенной на официальном сайте суда в сети Интернет.

    КАС, в отличие от ГПК, детально регулирует содержание административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта. Несоблюдение перечисленных в комментируемой статье требований служит основанием для оставления его без движения в соответствии со ст. 210 КАС.

    Наименование суда, в который подается административное исковое заявление, указывается в соответствии с положениями КАС о подсудности (см. комментарий к гл. 2 Кодекса).

    Наименование лица, подающего заявление, должно быть указано полностью: фамилия, имя, отчество в соответствии с паспортными данными или организационно-правовая форма и название организации в соответствии с учредительными документами. В том случае, если заявитель в соответствии с личными документами не имеет отчества, его указание не требуется. В заявлении также обязательно должно быть указано место нахождения или место жительства заявителя, дополнительно при наличии указываются номера телефонов и адреса электронной почты. Наличие таких дополнительных сведений способствует надлежащему извещению лиц, участвующих в деле.

    В описательно-мотивировочной части заявления должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о существовании реальной угрозы их нарушения в результате принятия оспариваемого нормативного правового акта. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином. В заявлении должно быть приведено указание о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу (например, приведено требование контролирующего органа об уплате соответствующего платежа на основании положений оспариваемого акта) или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом (например, сведения о том, что административный истец выступает налогоплательщиком и оспариваемый акт устанавливает для него обязанности именно в этом качестве).

    В заявлении также должны быть приведены сведения в отношении оспариваемого акта: его наименование, номер, дата принятия, источник и дата опубликования.

    Кроме того, административный истец должен привести наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части.

    В просительной части заявления должно быть четко сформулировано требование лица, подающего административное исковое заявление, к суду с указанием части нормативного правового акта, которая не соответствует закону, имеющему юридическую силу, или с указанием на просьбу признать недействующим весь нормативный правовой акт.

    К административному исковому заявлению в любом случае должны быть приложены копия оспариваемого нормативного правового акта, а также копии документов, подтверждающих обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении. Административный истец вправе самостоятельно направить другим лицам, участвующим в деле, копию заявления и документов, которые у них отсутствуют, и приложить к заявлению соответствующие доказательства. Если заявитель не направил копии, тогда они должны быть приложены к заявлению по числу других лиц, участвующих в деле.

    Если административное исковое заявление подписано представителем, то к нему прилагаются доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица на подписание заявления.