Все документы

Статья 196 КАС РФ. Основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения

1. Суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если:

1) административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел;

2) административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью;

3) административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано;

4) в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

5) производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.

2. Суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.

Комментарий к ст. 196 КАС РФ

  1. 1

    Оставление административного искового заявления без рассмотрения является наряду с прекращением производства по делу одной из форм окончания судебного разбирательства без вынесения судебного решения. При выяснении оснований, указанных в комментируемой статье, оставление искового административного заявления без рассмотрения возможно на любой стадии административного процесса.

    Оставление административного искового заявления без рассмотрения отличается от прекращения административного дела по своим основаниям и последствиям. Основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения закреплены в комментируемой статье и носят исчерпывающий характер, однако ч. 2 данной статьи предусматривает возможность появления иных оснований в рамках КАС. В основном основаниями для оставления административного искового заявления без рассмотрения выступают препятствия, связанные с несоблюдением порядка обращения административного истца в суд либо с несоблюдением процессуальной формы такого обращения.

    Последствия оставления административного искового заявления без рассмотрения предусмотрены в ч. 1 ст. 197 КАС (см. комментарий к названной статье). Основное отличие от последствий прекращения производства по административному делу заключается в том, что при устранении препятствий, послуживших основаниями для оставления административного искового заявления без рассмотрения, лицо имеет право на повторное обращение в суд с тождественным административным иском (с тем же предметом, по тем же основаниям и между теми же сторонами).

    А. Пункт 1 ч. 1 комментируемой статьи в качестве основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения предусматривает несоблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, установленного федеральным законом для данной категории административных дел. К числу таких административных дел можно, например, отнести дела:

    - предусмотренные ч. 1 ст. 48 НК (взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем). По данной категории дел невозможно обращение в суд без предъявления предварительного требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа;

    - предусмотренные ч. 1 ст. 104 НК, когда налоговый орган до обращения в суд для взыскания налоговой санкции обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности, уплатить денежную сумму в добровольном порядке;

    - предусмотренные ч. 2 ст. 138 НК, когда акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие соответствующих должностных лиц могут быть обжалованы в суд только после обращения в вышестоящий налоговый орган;

    - предусмотренные ч. 1 ст. 28.6 КоАП;

    - предусмотренные ч. 1 ст. 21 Закона о страховых взносах;

    - предусмотренные ч. 3 ст. 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", и др.

    Б. Суд должен оставить административное исковое заявление без рассмотрения, если оно подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью. Понятия административной процессуальной дееспособности и лица, обладающего этой дееспособностью, установлены КАС (см. комментарий к ст. 5 КАС).

    В. Часть 6 ст. 125 КАС содержит требования к подписанию подаваемого в суд административного искового заявления (см. комментарий к названной статье). Несоблюдение этого требования, а именно отсутствие подписи на административном исковом заявлении или его подписание и подача в суд лицом, не имеющим полномочий на это, либо лицом, должностное положение которого не указано, влечет также оставление административного искового заявления без рассмотрения.

    Г. Пункт 4 ч. 1 комментируемой статьи устанавливает невозможность рассмотрения административного дела, а соответственно его оставление без рассмотрения, если в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. В случае если тождественное дело уже рассмотрено и соответствующий судебный акт вступил в законную силу, то наступают иные правовые последствия, а именно: административное дело подлежит прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 194 КАС (см. комментарий к названной статье).

    Д. В п. 5 ч. 1 комментируемой статьи содержится новое для гражданского и административного судопроизводства основание для оставления административного искового заявления без рассмотрения.

    Во-первых, это основание коррелирует с основанием для оставления административного искового заявления без движения, но на более поздних стадиях административного процесса (см. комментарий к ст. 130 КАС).

    Во-вторых, оставление административного искового заявления без рассмотрения теперь возможно при неисполнении административным истцом обязанности по доказыванию, если им были изменены ранее заявленные требования по существу иска. Таким образом, на настоящий момент в вышеуказанном случае суд имеет право в силу принципа состязательности оставить измененное административное исковое заявление без рассмотрения, если административный истец не выполняет своей обязанности по доказыванию и представлению доказательств (см. комментарий к ст. 62 КАС).

  2. 2

    В ч. 2 комментируемой статьи предусматривается возможность законодателя в КАС устанавливать иные основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения.