Все документы

Статья 190 КАС РФ. Обязанность суда приостановить производство по административному делу

1. Суд обязан приостановить производство по административному делу в случае:

1) смерти гражданина, являвшегося стороной по административному делу, если спорное административное правоотношение или иное публичное правоотношение допускает правопреемство (до определения правопреемника);

2) признания гражданина, являющегося стороной по административному делу, недееспособным и отсутствия законного представителя у этого гражданина (до определения законного представителя);

3) участия административного ответчика в проведении контртеррористической операции или выполнения им задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо в случае просьбы административного истца, участвующего в проведении контртеррористической операции или выполняющего задачи в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта (до прекращения участия в этих мероприятиях);

4) невозможности рассмотрения данного административного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого судом общей юрисдикции, арбитражным судом, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации (до вступления в законную силу соответствующего судебного акта);

5) обращения суда в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии закона, подлежащего применению в данном административном деле, Конституции Российской Федерации (до вступления в законную силу судебного акта);

6) установления судом срока для примирения сторон (до истечения этого срока).

2. Суд приостанавливает производство по административному делу и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.

Комментарий к ст. 190 КАС РФ

  1. 1

    Приостановление производства по административному делу сохраняется в КАС в качестве традиционного процессуального института, содержание которого аналогично содержанию подобных институтов в гражданском (гл. 17 ГПК) и арбитражном (гл. 17 АПК) процессах. Приостановление производства по делу наряду с перерывом и отложением дела является одной из форм временной остановки административного процесса. В силу этого данный институт отличается от перерыва и отложения дела присущими только ему основаниями для приостановления производства по делу; сроком приостановления производства по делу, который обусловлен объективным характером; порядком возобновления производства по делу и последствиями для доказательственной деятельности. Следует отметить, что КАС института перерыва судебного заседания формально не предусматривает.

    Под приостановлением производства по административному делу традиционно понимается остановка (прекращение) всех процессуальных действий в административном процессе в связи с возникшими препятствиями, которые установлены в законе и признаны судом в качестве оснований для такой остановки. Следует отметить, что приостановление производства по административному делу не влечет невозможности совершения действий, связанных с применением мер предварительной защиты по административному иску (гл. 7 КАС). Приостановление производства по административному делу влечет приостановление течения всех процессуальных сроков по делу.

    Возникшие в ходе рассмотрения административного дела препятствия (основания для приостановления производства по делу) делятся на обязательные, когда при их возникновении суд обязан приостановить производство по делу (комментируемая статья), и факультативные, когда их установление влечет право суда рассмотреть вопрос о возможности приостановления производства по делу (ст. 191 КАС). В обоих случаях перечень оснований для приостановления производства по административному делу является исчерпывающим.

    Представляется, что суд не может по собственной инициативе приостановить производство по делу в силу специфики самого института, так как на суде не лежит обязанности по розыску стороны, не явившейся в судебное заседание. Суд обязан только надлежащим образом известить участников административного процесса, в том числе стороны (см. комментарий к гл. 9 КАС). Поэтому любое из оснований должно быть отражено в ходатайстве заинтересованной в приостановлении производства по делу стороны либо ее представителя. Однако в некоторых случаях эти сведения, подтвержденные доказательствами, могут быть представлены лицами, вообще не являющимися участниками административного дела (родственниками, супругами, знакомыми, сослуживцами стороны по делу и т.п.). Это связано со случаями смерти, нахождения лица - стороны по административному делу в зоне вооруженного конфликта для выполнения служебных обязанностей и т.д.

    Приостановление производства по административному делу возможно на любой стадии административного процесса после возбуждения административного дела. Приостановление производства по делу в любом случае должно быть оформлено определением, которое может быть обжаловано (см. комментарий к ч. 3 ст. 193 КАС). Приостановление производства по административному делу необходимо отличать от приостановления исполнения судебного решения в рамках апелляции (ч. 2 ст. 315 КАС), кассации (ч. 2 ст. 323 КАС) и надзора (ч. 2 ст. 337 КАС). Кроме того, приостановление производства в рамках возбужденного исполнительного производства также имеет свою специфику и регулируется гл. 38 КАС, в частности ст. 359.

    Срок приостановления производства по делу, как было отмечено ранее, носит объективный характер, т.е. не зависит ни от усмотрения суда, ни от воли и желания участвующих в деле сторон. Особенностью и достоинством комментируемой статьи, несомненно, является то, что срок приостановления производства по делу (точнее, момент его окончания) указан в каждом конкретном случае, применительно к каждому конкретному основанию для приостановления производства по административному делу. Контроль по вопросам истечения срока, т.е. отпадения препятствий для рассмотрения дела и необходимости возобновления производства по делу, осуществляется судом. В силу принципа состязательности (п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС) обязанность по установлению фактов, свидетельствующих о необходимости возобновления производства по делу, лежит также и на противоположной стороне как наиболее заинтересованной в возобновлении дела. Поэтому эта сторона может представлять доказательства отпадения обстоятельств - оснований для приостановления производства по административному делу, а при невозможности устанавливать такие обстоятельства через судебный запрос (см. комментарий к ст. 63 КАС).

    Последствия возобновления производства по делу в КАС не указаны, поэтому они определяются прежде всего принципом непосредственности административного процесса (см. комментарий к ст. 192 КАС).

    А. Одним из оснований для обязательного приостановления производства по административному делу является смерть гражданина, бывшего стороной по административному делу, если спорное административное правоотношение или иное публичное правоотношение допускает правопреемство. Отсутствие возможности перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства от умершей стороны по административному делу к другому лицу влечет наступление иных последствий, нежели приостановление производства по делу, а именно прекращение производства по делу в порядке п. 5 ч. 1 ст. 194 КАС.

    Понятие сторон по административному делу дается в ст. 38 КАС, в соответствии с которой к ним относятся административный истец и административный ответчик. В случае смерти иных участников административного процесса обязанность по приостановлению процесса на суд не возлагается, однако этот факт может являться основанием для отложения производства по делу (п. 1 ч. 2 ст. 152 КАС).