Все документы

Статья 156 КАС РФ. Начало рассмотрения административного дела по существу

1. Председательствующий в судебном заседании или кто-либо из судей докладывает административное дело. Затем председательствующий выясняет, поддерживается ли административный иск административным истцом, признается ли административный иск административным ответчиком, а при возможности заключения по данной категории административных дел соглашения о примирении сторон выясняет, не желают ли стороны завершить дело заключением указанного соглашения, о чем делаются соответствующие записи в протоколе судебного заседания.

2. В случае рассмотрения административного дела в отсутствие лица, участвующего в деле и изложившего в письменных объяснениях свои доводы в отношении административных исковых требований, председательствующий в судебном заседании оглашает эти объяснения.

Комментарий к ст. 156 КАС РФ

  1. 1

    Согласно комментируемой статье рассмотрение дела по существу начинается докладом дела председательствующим или одним из судей (если дело рассматривается коллегиально). Данное процессуальное действие относится к числу обязательных действий, совершаемых на этапе рассмотрения дела по существу. Правильно построенный доклад, во-первых, дает должное направление всей процессуальной деятельности по исследованию доказательств, во-вторых, помогает определить объем и пределы судебного исследования, в-третьих, способствует устранению из последующих выступлений лиц, участвующих в деле, сведений об обстоятельствах, не относящихся к возникшему в суде спору. В докладе в концентрированном виде должны отражаться итоги процессуальной деятельности суда и других участников судопроизводства при возбуждении дела и его подготовке к судебному разбирательству.

    Закон не определяет перечня вопросов, подлежащих освещению в докладе, их выбор зависит от особенностей конкретного дела. Определенную специфику имеет доклад при повторном рассмотрении дела после отмены вышестоящим судом ранее вынесенного решения: в нем кратко излагаются содержащиеся в определении или постановлении вышестоящего суда указания по вопросу исследования доказательств при новом рассмотрении дела.

  2. 2

    После доклада дела выясняется, поддерживается ли административный иск административным истцом, признается ли административный иск административным ответчиком, а при возможности заключения по данной категории административных дел соглашения о примирении сторон - не желают ли стороны завершить дело заключением указанного соглашения. По буквальному смыслу закона к моменту выяснения указанных в комментируемой статье намерений сторон соответствующие права уже должны быть разъяснены им в порядке, предусмотренном ст. 153 КАС, а если по делу проводилось предварительное судебное заседание - в порядке, предусмотренном ст. 138 КАС (см. комментарий к названным статьям). Однако рассматриваемая статья, как нам представляется, также подразумевает разъяснительную деятельность суда, но только в том случае, если стороны изъявят желание реализовать то или иное из указанных в ней правомочий или обратятся к суду с просьбой о даче дополнительных разъяснений. При этом в зависимости от конкретной ситуации разъясняются последствия признания ответчиком иска и заключения сторонами соглашения о примирении, существо, порядок, а также преимущества урегулирования спора путем примирения.

    Выяснение позиций сторон относительно совершения распорядительных действий в самом начале рассмотрения дела по существу, с учетом последствий совершения этих действий (ст. 157), представляется оправданным с точки зрения процессуальной экономии, поскольку совершение соответствующих действий сторонами в ходе судебных прений (в случае принятия судом отказа от иска, признания иска или утверждения судом соглашения о примирении) фактически будет означать бессмысленность проведенного исследования доказательств (см. комментарий к ст. ст. 45, 157 КАС). Что же касается разъяснений, то они по смыслу ч. 2 ст. 14 КАС должны даваться судом независимо от того, на каком этапе судебного разбирательства совершаются соответствующие действия.

    Выполняя функцию выяснения позиций сторон относительно совершения распорядительных действий, суду необходимо иметь в виду, что в силу ч. 2 ст. 157 КАС (см. комментарий к названной статье) принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон допускаются не по всем категориям административных дел. Так, согласно ч. 12 ст. 213 КАС не может быть утверждено соглашение о примирении сторон по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.

    Пленум ВС РФ, разъясняя положения ст. 172 ГПК, которая является аналогом комментируемой статьи, обращает внимание судов на то, что необходимо уточнять, в каком размере и по каким основаниям поддерживается или признается иск, а если стороны намерены окончить дело мировым соглашением - то на каких конкретных условиях (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции").

    Принимая отказ административного истца от административного иска или утверждая соглашение о примирении, суд выносит определение о прекращении производства по делу (п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 194 КАС), которое снимает с суда обязанность рассматривать дело по существу, и разбирательство дела в таких случаях состоит фактически из двух частей - подготовительной и исследования обстоятельств дела.

  3. 3

    В ч. 2 комментируемой статьи закрепляется обязанность председательствующего в судебном заседании огласить письменные объяснения лица, участвующего в деле, в том числе содержащиеся в них доводы этого лица в отношении административных исковых требований, в случае рассмотрения административного дела в отсутствие данного лица. Появление названной нормы объясняется тем, что КАС, в отличие от ГПК, допускает возможность представления участвующими в административном деле лицами объяснений не только в устной, но и в письменной форме по предложению суда (ч. 2 ст. 68). Оглашение письменных объяснений лица, участвующего в деле, в судебном заседании призвано обеспечить соблюдение принципов устности и непосредственности в стадии судебного разбирательства, а также прав других участвующих в деле лиц на участие в исследовании таких объяснений как самостоятельного вида доказательств путем дачи своих объяснений и пояснений, задавания вопросов в связи с содержанием оглашенных письменных объяснений изложившего их не присутствующего в заседании участника процесса (п. 3 ч. 1 ст. 45, ч. 2 ст. 159, ч. 2 ст. 164 КАС).