Все документы

Статья 139 КАС РФ. Назначение административного дела к судебному разбирательству

1. Суд, признав административное дело подготовленным, выносит определение о назначении административного дела к судебному разбирательству, в котором указывает на окончание подготовки административного дела к судебному разбирательству, разрешение вопросов о привлечении к участию в данном административном деле заинтересованных лиц, о соединении или разъединении нескольких требований и на разрешение иных вопросов, по которым не были вынесены соответствующие определения, а также определяет время и место проведения судебного заседания в суде первой инстанции.

2. Суд, признав административное дело подготовленным и завершив предварительное судебное заседание, вправе открыть судебное заседание для судебного разбирательства данного дела по существу, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие этому.

Комментарий к ст. 139 КАС РФ

  1. 1

    Стадия подготовки заканчивается вынесением определения о назначении дела к судебному разбирательству, которое подводит итоги проведенной подготовки. После назначения дела к рассмотрению судья вправе осуществлять подготовительные действия до дня судебного разбирательства. Это связано с тем, что некоторые действия носят длящийся характер, кроме того, может возникнуть необходимость в совершении дополнительных действий; например, в случаях, не терпящих отлагательства, суд может в порядке подготовки осмотреть доказательства на месте.

    В качестве условия для вынесения определения о назначении дела к судебному разбирательству закон устанавливает признание судьей административного дела подготовленным. В случае проведения по административному делу предварительного судебного заседания вопрос о готовности административного дела к судебному разбирательству решается после рассмотрения всех вопросов, вынесенных в предварительное судебное заседание (ч. 6 ст. 138 КАС).

    Достаточно подготовленным административное дело может считаться, если выполнены задачи подготовки и совершены все необходимые по делу процессуальные действия.

    В определении о назначении дела к слушанию указываются место, день и час судебного разбирательства. Дата проведения судебного разбирательства определяется судьей с таким расчетом, во-первых, чтобы не нарушить срок размещения информации о времени и месте проведения судебного заседания на официальном сайте суда в сети Интернет (ч. 7 ст. 96 КАС), во-вторых, чтобы участвующие в деле лица своевременно получили извещения (в виде заказного письма с уведомлением о вручении или в виде СМС-сообщения) и имели достаточно времени для собственной подготовки к судебному заседанию и явки в суд.

    Назначение в судах первой инстанции рассмотрения нескольких дел на одно и то же время, а также безосновательные отложения рассмотрения дел, в том числе в связи с их ненадлежащей подготовкой к судебному разбирательству, несовместимы с требованиями закона и профессиональной этики.

    Следует отметить, что по некоторым категориям административных дел в виде исключения из правила, установленного комментируемой статьей, время и место проведения судебного заседания определяются судьей не по окончании подготовки административного дела к судебному разбирательству, а при принятии административного искового заявления к производству. Говоря более конкретно, это имеет место по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (ч. 4 ст. 253 КАС) и по делам, рассматриваемым Дисциплинарной коллегией ВС РФ (ч. 3 ст. 232 КАС). Соответственно, время и место проведения судебного заседания по этим категориям административных дел указываются в определении о принятии административного искового заявления к производству, копии которого направляются сторонам и заинтересованным лицам, назначение этих дел к судебному разбирательству и извещение участников процесса не являются элементами содержания стадии подготовки.

    Помимо времени и места проведения судебного разбирательства закон обязывает суд в лице судьи, в производстве которого находится дело, сделать в определении о назначении административного дела к судебному разбирательству следующие указания: на окончание подготовки административного дела к судебному разбирательству, на разрешение вопросов о привлечении к участию в данном административном деле заинтересованных лиц, о соединении или разъединении нескольких требований и на разрешение иных вопросов, по которым не были вынесены соответствующие определения. Указание на окончание подготовки административного дела к судебному разбирательству вполне оправданно, поскольку закон прямо увязывает вынесение определения о назначении дела к судебному разбирательству с признанием судьей административного дела подготовленным. Что касается указаний о привлечении к участию в данном административном деле заинтересованных лиц, о соединении или разъединении нескольких требований, то посредством этих указаний фиксируются весьма значимые результаты подготовки с точки зрения выполнения судом задач данной стадии процесса. Говоря о включении в определение о назначении административного дела к судебному разбирательству указаний на разрешение иных вопросов, по которым не были вынесены соответствующие определения, законодатель, очевидно, имеет в виду необходимость фиксации результатов рассмотрения в стадии подготовки тех вопросов, по которым судьей не выносились определения в виде отдельного акта (например, о вызове свидетеля). Вместе взятые требования закона, касающиеся содержания определения о назначении дела к судебному разбирательству, указывают на его значение как судебного акта, подытоживающего проведенную подготовку административного дела к судебному разбирательству.

  2. 2

    Часть 2 комментируемой статьи предоставляет суду право открыть судебное заседание для судебного разбирательства данного дела по существу сразу же по завершении предварительного судебного заседания. При этом, если не считать собственно завершения предварительного судебного заседания, устанавливается два условия реализации данного полномочия: признание судом административного дела подготовленным и отсутствие обстоятельств, препятствующих открытию основного судебного заседания по завершении предварительного. Однако каких-либо конкретных обстоятельств, могущих служить препятствием для реализации рассматриваемого полномочия суда, комментируемая статья не называет.