Все документы

Статья 134 КАС РФ. Срок проведения подготовки административного дела к судебному разбирательству

Подготовка административного дела к судебному разбирательству проводится в срок, который определяется с учетом обстоятельств, относящихся к конкретному административному делу, и процессуальных действий, которые надлежит совершить.

Комментарий к ст. 134 КАС РФ

  1. 1

    КАС не устанавливает сроков подготовки дела к судебному разбирательству. Однако закон указывает два критерия определения срока подготовки судьей - обстоятельства, относящиеся к конкретному административному делу, и процессуальные действия, которые надлежит совершить. Очевидна связь между указанными критериями: круг подготовительных действий (будь то истребование доказательств или привлечение к участию в деле лиц, содействующих осуществлению правосудия) в значительной степени зависит от фактов, которые подлежат установлению по делу, т.е. от предмета доказывания. По-видимому, немаловажное значение для определения продолжительности подготовки имеет и такой фактор, как необходимость соблюдения срока рассмотрения административного дела в суде первой инстанции, поскольку время, затраченное на подготовку, включается в срок рассмотрения административного дела, предусмотренный ч. 1 ст. 141 КАС. Таким образом, подготовка административного дела к судебному разбирательству должна быть проведена в период с момента вынесения определения о принятии административного искового заявления к производству суда до наступления даты проведения судебного заседания, определяемой судьей с учетом сложности и объема подготовительных действий, которые требуется совершить, а также необходимости соблюдения общего срока рассмотрения дела в суде первой инстанции.

    Особое звучание вопрос о сроке подготовки приобретает по административным делам, для рассмотрения которых установлены сокращенные по сравнению с общим сроки рассмотрения (например, три, пять или 10 дней со дня поступления административного искового заявления в суд). Ведь задачи подготовки (см. комментарий к ст. 132 КАС) являются общими для всех категорий административных дел независимо от установленных для их рассмотрения сроков; требование об информировании участников процесса о времени и месте судебного заседания посредством размещения соответствующей информации на сайте суда в сети Интернет также является универсальным (ч. 7 ст. 96 КАС). Возникает вопрос: каким образом, даже если не проводить предварительное судебное заседание, можно выполнить задачи подготовки путем совершения соответствующих подготовительных действий и направить извещения участникам процесса, одновременно разместив необходимую информацию на сайте суда в сети Интернет не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания, если для рассмотрения данного административного дела по КАС установлен срок менее 15 дней? Очевидно, решение данной проблемы лежит в плоскости организации работы судебных органов, но не только. Требуется корректировка нормы ч. 7 ст. 96 КАС или как минимум разъяснение ВС РФ особенностей ее применения по делам с сокращенными сроками рассмотрения.

    Вероятность проведения по делу предварительного судебного заседания по возможности также должна учитываться судьей при определении продолжительности подготовки, так как такое заседание проводится в рамках подготовки дела к судебному разбирательству, тем более что КАС, в отличие от ГПК, не предоставляет суду право по сложным делам с учетом мнения сторон назначить срок проведения предварительного судебного заседания, выходящий за пределы установленных КАС сроков рассмотрения и разрешения дел (ч. 3 ст. 152 ГПК).

    В настоящее время в связи с прямым нормативным закреплением принципа разумности сроков судопроизводства по административным делам (ст. 10 КАС) и права на судопроизводство в разумный срок (ст. ст. 1, 3 Закона о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок) важность вопроса о продолжительности подготовки административных дел к судебному разбирательству приобретает еще большее значение. Ведь неоправданно длительная подготовка (особенно если она к тому же некачественная) создает реальную опасность нарушения права на судопроизводство в разумный срок со всеми вытекающими из этого последствиями как для лица, чье право нарушено, так и для авторитета судебной власти.

    Что касается сроков совершения процессуальных действий в стадии подготовки, то к ним применимо общее правило, согласно которому процессуальные сроки могут быть установлены законом или назначаться судьей. Судья назначает сроки только в том случае, если они не установлены законом, а также если право суда устанавливать (назначать) сроки прямо предусмотрено законом (см. комментарий к ст. ст. 63, 78, 137 КАС).