Все документы

Статья 133 КАС РФ. Определение суда о подготовке административного дела к судебному разбирательству

1. О подготовке административного дела к судебному разбирательству судья выносит определение и указывает в нем действия, которые следует совершить сторонам и другим лицам, участвующим в деле, а также сроки совершения этих действий.

2. На подготовку административного дела к судебному разбирательству может быть указано в определении о принятии административного искового заявления к производству суда.

Комментарий к ст. 133 КАС РФ

  1. 1

    Закон четко определяет, каким правоприменительным актом должна быть оформлена стадия подготовки дела к судебному разбирательству: круг действий, которые необходимо совершить в ходе подготовки дела к рассмотрению, и сроки их совершения указываются судьей в определении о подготовке дела к судебному разбирательству. Следовательно, судья не вправе разрешать эти вопросы в определении о принятии заявления и возбуждении производства по делу или оформлять их в виде резолюции на исковом заявлении.

    Когда совершение тех или иных действий, например назначение экспертизы, направление судебного поручения и т.п., требует специальной мотивировки, судья, помимо общего определения о подготовке дела, выносит отдельное мотивированное определение о совершении соответствующего действия.

    Определение о подготовке дела к судебному разбирательству имеет важное значение: в нем судья конкретизирует содержание подготовки применительно к обстоятельствам конкретного административного дела и указывает процессуальные действия, проведение которых им планируется. Этим обеспечиваются полнота и последовательность проведения мероприятий по подготовке, упорядочивается контроль за совершением процессуальных действий. Судья вправе совершать и иные действия, не указанные в определении, если в процессе подготовки в них возникла необходимость. Результат совершения процессуальных действий, не запланированных судьей в определении о подготовке, фиксируется в ином процессуальном документе (протоколе, определении).

    Что касается сроков совершения процессуальных действий в стадии подготовки, то к ним применимо общее правило, согласно которому процессуальные сроки могут быть установлены законом или назначаться судьей. При этом необходимо отметить, что судья назначает сроки только в том случае, если они не установлены законом, а также если право определять сроки прямо предусмотрено законом (см., например, ст. ст. 63, 78 КАС и комментарий к ним).

    Не допускаются осуществление подготовительных процессуальных действий до принятия административного искового заявления и вынесения определения о подготовке дела к судебному разбирательству и, наоборот, оставление без движения заявления, по которому уже возбуждено административное дело и осуществляются процессуальные подготовительные действия. Нарушение данного правила, которое прямо законом не закреплено, чревато нарушением последовательности прохождения отдельных стадий процесса, а значит, и логики развития процесса в суде первой инстанции в целом.

  2. 2

    В отличие от ГПК, предусматривающего единственный вариант процессуального оформления стадии подготовки - определение о подготовке дела к судебному разбирательству (ч. 1 ст. 147), КАС, очевидно, учитывая положительный опыт применения арбитражными судами ч. 4 ст. 127 АПК, допускает и еще один вариант - указание на подготовку административного дела к судебному разбирательству в определении о принятии административного искового заявления к производству суда. Данная возможность представляет собой дискреционное полномочие судьи, который вправе выбрать тот или иной вариант процессуального оформления подготовки исходя из конкретных обстоятельств административного дела (предмета спора, правовой и фактической сложности и т.п.), и одновременно проявление принципов процессуальной экономии и судейского руководства процессом. С практической точки зрения комментируемая норма означает, что при принятии административного искового заявления к производству судья вправе вынести единое определение, в котором указывает не только на принятие заявления к производству, но и на действия, которые следует совершить сторонам и другим лицам, участвующим в деле, а также на сроки совершения этих действий, разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности. Пожалуй, только вопрос о назначении административного дела к судебному разбирательству, по которому закон императивно требует вынесения отдельного определения (ч. 1 ст. 139 КАС), не может быть разрешен в таком едином для двух стадий административного судопроизводства определении.

    Определение о подготовке административного дела к судебному разбирательству, как и определение о принятии административного искового заявления (включая сводное, т.е. содержащее указание на подготовительные действия), оформляется в виде отдельного акта и не подлежит обжалованию отдельно от обжалования судебного решения по административному делу (п. 2 ч. 3 ст. 198, ч. 1 ст. 202 КАС).

    Обязательному направлению сторонам, их представителям и заинтересованным лицам не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определение о подготовке административного искового заявления, в отличие от определения о принятии административного искового заявления к производству суда (ч. 3 ст. 127 КАС), не подлежит.