Все документы

Статья 131 КАС РФ. Подача и условия принятия встречного административного искового заявления

1. Принятие административного искового заявления в качестве встречного административного искового заявления допускается при выполнении одного из следующих условий:

1) между встречным и первоначальным административными исковыми заявлениями имеется взаимосвязь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному разрешению спора, возникшего из административных и иных публичных правоотношений;

2) удовлетворение встречного административного искового заявления исключает полностью или в части удовлетворение первоначального административного искового заявления;

3) встречное требование направлено к зачету первоначального требования.

2. До принятия судом первой инстанции судебного акта, которым завершается рассмотрение административного дела по существу, административный ответчик может предъявить административному истцу встречное административное исковое заявление для рассмотрения его совместно с первоначальным административным исковым заявлением.

3. Подача встречного административного искового заявления осуществляется по общим правилам предъявления административных исковых заявлений.

Комментарий к ст. 131 КАС РФ

  1. 1

    Комментируемая статья, определяя правила подачи и условия принятия встречного административного искового заявления, по сути вводит в административный процесс (известную в цивилистическом процессе) конструкцию встречного административного иска.

    Использованием института встречного административного иска достигаются самые разные цели. Во-первых, обеспечивается концентрация в рамках одного судебного дела нескольких встречных административных требований, что в целом явление положительное, поскольку исключает дробление правового конфликта. Во-вторых, совместное рассмотрение встречного и первоначального административных исков исключает вынесение противоречивых решений. В-третьих, сам по себе институт встречного административного иска обеспечивает справедливый баланс процессуальных прав административного истца и административного ответчика: последний может не только пассивно возражать против требований административного истца, но и сам предъявить к нему материально-правовые требования.

    Итак, встречный административный иск - самостоятельное материально-правовое требование административного ответчика (ответчиков) к административному истцу (истцам), предъявленное в суд, рассматривающий первоначальный административный иск, для совместного рассмотрения с ним.

    Совместное рассмотрение первоначального и встречного административных исков означает, что они рассматриваются в рамках одного судебного дела. Соответственно, судебное решение по такому делу должно содержать ответ как на первоначальные требования, так и на встречные (хотя ч. 6 ст. 180 КАС и не содержит специальной нормы, традиционно и в гражданском, и в арбитражном процессе при разрешении дела, в котором рассматривались первоначальный и встречный иски, выносится одно решение - см., например, ч. 5 ст. 170 АПК).

    Отличия встречного административного иска от иных материально-правовых возражений административного ответчика выражаются, в частности, в следующем:

    - встречный административный иск (равно как и первоначальный административный иск) должен быть рассмотрен в порядке административного судопроизводства, и, соответственно, суд обязан разрешить по существу материально-правовое требование по встречному административному иску, в то время как материально-правовое возражение не порождает самостоятельного производства, являясь лишь аргументом, который может быть учтен (в зависимости от обстоятельств дела) судом при вынесении решения по первоначальному административному иску;

    - предъявление встречного административного иска детально регламентировано специальными процессуальными правилами (ч. 2 ст. 26 КАС, комментируемая статья), в то время как для остальных материально-правовых возражений особая правовая регламентация отсутствует (они могут излагаться в отзыве на административное исковое заявление, в устных и письменных заявлениях, ходатайствах и объяснениях административного ответчика, в апелляционной и кассационной жалобах и т.п.);

    - если о своих материально-правовых возражениях административный ответчик вправе заявлять в любой стадии процесса, то хронологическая возможность предъявления встречного административного иска ограничена рамками рассмотрения административного дела в первой инстанции.

    Встречный административный иск принимается судом при наличии хотя бы одного из условий:

    1) если между встречным и первоначальным административными исковыми заявлениями имеется взаимосвязь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному разрешению спора, возникшего из административных и иных публичных правоотношений (п. 1 ч. 1 комментируемой статьи).

    Это условие ориентировано на судебное усмотрение, поскольку отсутствие четких критериев "взаимной связи" позволяет суду принять к производству в качестве встречного любой другой административный иск.

    Формально-логически взаимная связь между встречным и первоначальным административными исками присутствует как в случае, когда встречное требование направлено к зачету первоначального требования (п. 3 ч. 1 комментируемой статьи), так и в случае, когда удовлетворение встречного административного искового заявления исключает полностью или в части удовлетворение первоначального административного искового заявления (п. 2 ч. 1 данной статьи). Следовательно, в п. 1 ч. 1 анализируемой статьи речь идет о такой взаимной связи, которая не охватывается иными основаниями (условиями), предусмотренными ч. 1 названной статьи.

    В то же время, как следует из буквального толкования комментируемой нормы, необходимо также, чтобы совместное рассмотрение первоначального и встречного административных исков привело к более быстрому и правильному разрешению спора, возникшего из административных и иных публичных правоотношений.

    Полагаем, что указание на "более быстрое разрешение спора" не совсем удачно, - принятие к производству суда дополнительного (встречного) требования априори не может ускорить рассмотрение. К тому же весьма проблематично обосновать на стадии принятия встречного административного иска то, что судебное дело действительно будет рассмотрено более быстро. Можно предположить, что упоминание о "более быстром разрешении спора" относится к сравнению срока рассмотрения судебного дела, в котором рассматриваются первоначальный и встречный административные иски, с суммарными сроками рассмотрения дел, которые были бы возбуждены отдельно друг от друга по каждому из требований спорящих сторон.

    Равным образом довольно сложно обосновать, как принятие встречного административного иска повлияет на "правильное рассмотрение дела". Полагаем, что данное положение закона следует воспринимать исключительно в контексте требования об исключении вынесения противоречивых судебных решений: ни на толкование правовой нормы, ни на установление фактических обстоятельств само по себе принятие встречного административного иска влияния не оказывает;