Все документы

Статья 130 КАС РФ. Оставление административного искового заявления без движения

1. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.

2. Если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном статьей 129 настоящего Кодекса.

3. На определение суда об оставлении административного искового заявления без движения может быть подана частная жалоба.

Комментарий к ст. 130 КАС РФ

  1. 1

    Оставление административного искового заявления без движения - одно из четырех (наряду с принятием административного искового заявления - ст. 127 КАС, отказом в его принятии - ст. 128 КАС и возвращением административного искового заявления - ст. 129 КАС) процессуальных действий, которые могут быть совершены судом после подачи административного искового заявления.

    Часть 1 комментируемой статьи устанавливает исчерпывающий перечень оснований для оставления административного искового заявления без движения. К ним относятся:

    1) несоблюдение требований о форме и содержании административного искового заявления, установленных ст. 125 КАС.

    Сведения, указываемые в административном исковом заявлении, можно разделить на:

    а) необходимые - те, которые должны быть отражены в любом административном исковом заявлении (п. п. 1 - 5, 9 ч. 2 ст. 125 КАС);

    б) факультативные (п. п. 6 - 8 ч. 2 ст. 125 КАС).

    Соответственно, отсутствие необходимых сведений безусловно влечет оставление административного искового заявления без движения, а при отсутствии факультативных сведений суд должен проверить, действительно ли таковые должны быть отражены в административном исковом заявлении.

    Может ли суд вынести определение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, в случаях, когда лицо обратилось с требованием о рассмотрении спора, возникшего из административных или иных публичных правоотношений (ч. ч. 1 - 3 ст. 1 КАС), подав в суд не "административное исковое заявление", а "исковое заявление"? Полагаем, что нет. В этом случае применяется норма п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК: судья отказывает в принятии такого искового заявления, поскольку оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

    Как поступать, если в административном исковом заявлении, содержащем требования о рассмотрении спора, возникшего из административных или иных публичных правоотношений (ч. ч. 1 - 3 ст. 1 КАС), тем не менее имеются ссылки на гражданские процессуальные нормы, в частности на нормы ГПК? Полагаем, что оставление без движения, а тем более отказ в принятии такого административного искового заявления недопустимы. Объясняется это следующим. Сама по себе ссылка в административном исковом заявлении на какие-либо правовые нормы не предрешает вопроса о квалификации спорного материального правоотношения. Главное (для разрешения вопроса о принятии к производству), чтобы такое правоотношение по своей природе было публичным. Равным образом имеет значение то, какой способ защиты избрало лицо, ищущее судебной защиты (см. комментарий к ст. 124 КАС). Если спорное материальное правоотношение носит публичный характер, если избранный способ защиты связан с защитой прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений, если требование не подпадает под перечень изъятий, предусмотренных законом (см. ч. 1 ст. 5 КАС), то ошибка административного истца в подлежащих применению нормах (в том числе и процессуального права) не может быть препятствием к судебной защите. Тем более что формально-юридически КАС и не требует от административного истца ссылаться в тексте административного искового заявления на правовые нормы законодательства об административном производстве;

    2) несоблюдение требований о прилагаемых к административному исковому заявлению документах (см. комментарий к ст. 126 КАС).

    Обратим внимание, что положения ч. 7 ст. 125 КАС устанавливают императивную обязанность административного истца, обладающего государственными или иными публичными полномочиями, направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. Поэтому если вместо исполнения указанной обязанности административный истец приложит соответствующие копии непосредственно к самому административному исковому заявлению, суд будет обязан вынести определение об оставлении административного искового заявления без движения по п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС.

    Может ли суд оставить без движения административное исковое заявление в случаях, когда административный истец не приложил документы, подтверждающие обстоятельства, на которых он основывает свои требования? Буквальное толкование п. 3 ч. 1 ст. 126 КАС и ч. 1 комментируемой статьи дает на этот вопрос утвердительный ответ: законодатель снимает с административного истца эту обязанность только лишь тогда, когда последний освобожден от доказывания каких-либо обстоятельств, следовательно, во всех остальных случаях следует констатировать, что административный истец обязан приложить документы, обосновывающие его требования.

    И все же полагаем, что оставление административного искового заявления без движения по этому основанию изначально противоречит принципу диспозитивности, поскольку представление доказательств является субъективным правом административного истца и все неблагоприятные последствия такого непредставления могут заключаться исключительно в вынесении судом решения об отказе в удовлетворении административного иска. Нельзя также не учитывать, что, проверяя наличие письменных доказательств, обосновывающих основание административного иска, суд решает не свойственную стадии возбуждения судебного дела задачу по определению предмета доказывания. Поэтому считаем, что оставление административного искового заявления без движения по мотиву нарушения требований, установленных п. 3 ч. 1 ст. 126 КАС, недопустимо.