Все документы

Статья 129 КАС РФ. Возвращение административного искового заявления

1. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если:

1) административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров;

2) дело неподсудно данному суду;

3) административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью;

4) административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд;

5) в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

6) до вынесения определения о принятии административного искового заявления к производству суда от лица, обратившегося в суд, поступило заявление о возвращении административного искового заявления;

7) не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения;

8) имеются иные основания для возвращения административного искового заявления, предусмотренные положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

2. О возвращении судом административного искового заявления судья выносит мотивированное определение, в котором указывает обстоятельства, послужившие основанием для возвращения административного искового заявления, и способ устранения обстоятельств, препятствующих возбуждению административного дела, а также решает вопрос о возврате административному истцу государственной пошлины. Определение суда должно быть вынесено в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд или со дня истечения срока, установленного для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения, если иной срок не установлен настоящим Кодексом. Копия определения о возвращении административного искового заявления вручается или направляется административному истцу вместе с этим административным исковым заявлением и приложенными к нему документами не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения указанного определения.

3. Возвращение административному истцу административного искового заявления не препятствует повторному обращению в суд с административным исковым заявлением о том же предмете в установленном законом порядке.

4. На определение суда о возвращении административного искового заявления может быть подана частная жалоба.

5. В случае отмены определения о возвращении административного искового заявления это административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения административного истца в суд.

Комментарий к ст. 129 КАС РФ

  1. 1

    Возвращение административного искового заявления - одно из четырех (наряду с принятием административного искового заявления - ст. 127 КАС, отказом в его принятии - ст. 128 КАС и оставлением без движения - ст. 130 КАС) процессуальных действий, которые могут быть совершены судом после подачи административного искового заявления.

    Часть 1 комментируемой статьи устанавливает перечень оснований для возвращения административного искового заявления. Судья возвращает такое заявление, если:

    1) административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров (п. 1 ч. 1 рассматриваемой статьи).

    Обратим внимание, что речь идет именно о ситуации, когда административный истец вообще не совершил действий, необходимых для соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования административных споров. Если такие действия были совершены, но к административному исковому заявлению не приложены подтверждающие документы, то суд обязан вынести определение об оставлении административного искового заявления без движения по основаниям п. 6 ч. 1 ст. 126, ч. 1 ст. 130 КАС.

    См. комментарий к ч. 3 ст. 4, п. 6 ч. 1 ст. 126 КАС;

    2) дело неподсудно данному суду (п. 2 ч. 1 комментируемой статьи).

    Под неподсудностью следует понимать нарушение правил территориальной и родовой подсудности, установленных ст. ст. 18 - 26 КАС.

    Должно ли быть возвращено административное исковое заявление по п. 2 ч. 1 комментируемой статьи в случае, если административный истец соединил в одном административном исковом заявлении материально-правовые требования, одно или несколько из которых подсудны суду, в который обратился административный истец, а остальные - иному суду (судам)? Полагаем, что да. Дело в том, что формально-юридически на стадии возбуждения административного дела суд не может реализовать полномочие по выделению требований в отдельное производство (ст. 136 КАС, регламентирующая институт выделения заявленных требований, применяется не на стадии возбуждения административного дела, а начиная с более поздней стадии - стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству). Следовательно, ситуация, когда суд на стадии возбуждения административного дела принимает к своему производству лишь часть заявленных требований, а остальные возвращает, в принципе недопустима. Таким образом, суд должен рассмотреть вопрос о принятии к своему производству административного искового заявления, содержащего в том числе и неподсудные ему требования. Очевидно, что единственным процессуальным актом, который может вынести в этой ситуации суд, является определение о возвращении административного искового заявления;

    3) административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью (п. 3 ч. 1 комментируемой статьи).

    Об административной процессуальной дееспособности см. ст. 5 КАС;

    4) административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд (п. 4 ч. 1 комментируемой статьи).

    Полномочия на подписание и предъявление административного искового заявления в суд в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 56 КАС должны специально оговариваться в доверенности, выданной представителю (см. также комментарий к ч. 1 ст. 125 КАС). При отсутствии такого указания в доверенности суд обязан вынести определение о возвращении административного искового заявления.

    В соответствии с ч. 1 ст. 55 КАС представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Может ли быть возвращено подписанное представителем административное исковое заявление, если к нему не приложен документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования? Полагаем, что нет. Возвращение административного искового заявления в связи с отсутствием у лица полномочий на его подписание и (или) подачу в суд предполагает, что суд установил этот факт однозначно (например, из текста доверенности очевидно следует отсутствие у представителя необходимых специальных полномочий). В ситуации, когда не приложен документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, суд не может достоверно установить, имеется такое образование у представителя или нет. Поэтому наиболее логичным здесь будет использование института оставления без движения (ст. 130 КАС): если суду в установленный срок будет представлен документ о высшем образовании, то выносится определение о принятии административного искового заявления к производству суда, если нет - то только тогда определение о возвращении административного искового заявления.

    При обращении в суд организации, государственного органа, органа местного самоуправления суд также должен установить, обладает ли соответствующими полномочиями обращаться от имени такой организации (органа) лицо, подписавшее административное исковое заявление.

    Следует обратить внимание на то, что п. 4 ч. 1 комментируемой статьи не охватывает случаи, когда административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым КАС или другими федеральными законами не предоставлено такое право (в этом случае выносится определение суда об отказе в принятии административного искового заявления - см. комментарий к п. 2 ч. 1 ст. 128 КАС);

    5) в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям (п. 5 ч. 1 анализируемой статьи).