Все документы

Статья 125 КАС РФ. Форма и содержание административного искового заявления

1. Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;

3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);

4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;

5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;

6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;

7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;

8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;

9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

3. В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.

4. В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

5. В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства.

6. Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 настоящего Кодекса, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 5, 8 и 9 части 2 настоящей статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.

7. Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

8. Административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

9. Административное исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Комментарий к ст. 125 КАС РФ

  1. 1

    Предъявление административного иска складывается из следующих процессуальных действий:

    1) составление в определенной форме и с определенным содержанием административного искового заявления (комментируемая статья);

    2) подача административного искового заявления с приложенными в соответствии со ст. 126 КАС документами в суд;

    3) вынесение судом соответствующего определения (ст. 127 КАС).

    Административное исковое заявление как документ следует отличать от административного иска как процессуальной конструкции:

    а) административное исковое заявление может содержать несколько административных исков (в тех случаях, когда административным истцом сформулировано более одного материально-правового требования или же когда одно материально-правовое требование базируется на разных основаниях);

    б) если административный иск - категория динамичная (с течением процесса его элементы могут изменяться), то административное исковое заявление - как правило, категория статичная. Для изменения предмета административного иска или его основания не нужно подавать новое административное исковое заявление; при процессуальном правопреемстве также не происходит подачи нового административного искового заявления.

    Часть 1 рассматриваемой статьи устанавливает требование к форме административного искового заявления - этот документ подается в суд в письменной форме. В то же время с момента вступления в силу ч. 8 комментируемой статьи (с 15 сентября 2016 г.) станет возможной также подача административного искового заявления посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в сети Интернет.

    Обратим внимание на специальное требование об указании даты внесения подписи административным истцом (его представителем). Необходимость установления подобной обязанности актуальна прежде всего для случаев, когда административными истцами выступают публичные субъекты (органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица). Понятно, что может существовать некоторый временной разрыв между подписанием административного искового заявления и его подачей в суд. Для разрешения вопроса о том, компетентное ли лицо обратилось за судебной защитой, суд должен будет установить, занимало ли соответствующую должность на момент подписания административного искового заявления подписавшее его лицо.

    При подписании административного искового заявления договорным представителем следует иметь в виду, что данное процессуальное действие относится к специальным полномочиям (см. п. 1 ч. 2 ст. 56 КАС).

    КАС не содержит требований о скреплении административного искового заявления печатью, следовательно, данный реквизит является факультативным по отношению к содержанию административного искового заявления.

    КАС не регламентирует способ отправки административного искового заявления. Для того чтобы у административного истца осталось доказательство почтового отправления, административное исковое заявление следует отправлять ценным письмом с описью вложения. При поступлении административного искового заявления в суд работник отдела делопроизводства вскрывает пакеты, проверяет соответствие присланных судебных дел и других материалов описи, а затем ставит на первой странице обложки дела (письма и т.п.) штамп, где проставляется дата поступления материала в суд, регистрационный номер документа по журналу учета входящей корреспонденции (п. 2.2 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде).

    При вручении административного искового заявления через приемную суда административному истцу следует изготовить копию административного искового заявления, на которой работник приемной, принявший документ, обязан по требованию административного истца поставить дату принятия и указать свою фамилию, после чего копия административного искового заявления должна быть возвращена административному истцу (п. 2.10 названной Инструкции).

  2. 2

    Часть 2 комментируемой статьи определяет содержание искового заявления. В административном исковом заявлении должны быть указаны:

    1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление.

    Конкретный суд, которому адресуется административное исковое заявление, определяется с учетом правил территориальной и родовой подсудности, установленных в ст. ст. 18 - 26 КАС;

    2) информация об административном истце и его представителе:

    а) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации.

    Наименование и место нахождения публичных органов (должностных лиц) должны соответствовать нормативному или иному акту, на основании которого соответствующий орган (должностное лицо) осуществляет свои полномочия. В случае если место нахождения публичного органа (должностного лица) нормативно не определено, следует указывать его фактическое место нахождения.

    Наименование организации указывается в строгом соответствии с наименованием, содержащимся в учредительных документах. Допустимо использование как полного, так и сокращенного фирменного наименования. В соответствии с п. 5 ст. 54 ГК наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в Едином государственном реестре юридических лиц. Учитывая, что представительства и филиалы юридическими лицами не являются (п. 3 ст. 55 ГК), в содержании административного искового заявления в качестве административного истца надлежит указывать само юридическое лицо.