Все документы

Статья 124 КАС РФ. Административное исковое заявление

1. Административное исковое заявление может содержать требования:

1) о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;

2) о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);

3) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;

4) об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;

5) об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

2. Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Комментарий к ст. 124 КАС РФ

  1. 1

    Комментируемая статья хотя и озаглавлена "Административное исковое заявление", но на самом деле посвящена способам защиты, которые может использовать административный истец.

    Способ защиты входит в содержание такого понятия, как предмет административного иска. При изменении способа защиты административный истец должен использовать право на изменение предмета административного иска (см. комментарий к ч. 1 ст. 46 КАС).

    Часть 1 рассматриваемой статьи содержит указание на:

    1) право требовать признания не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком.

    В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС этот способ защиты прямо применяется к защите прав, свобод и законных интересов:

    - лиц, в отношении которых применен нормативный правовой акт;

    - лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

    Следует отметить, что при вынесении решения о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в случае, если была выявлена "недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц", суд вправе воспользоваться дискреционным полномочием, которое по сути является дополнительным способом защиты. Как указано в ч. 4 ст. 216 КАС, суд вправе "возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части". Отметим, что это совершенно новая правовая норма, - ранее суды общей юрисдикции лишь ограничивались констатацией противоречия нормативного правового акта иному акту, имеющему большую юридическую силу. В то же время подобный специфический способ прямого обращения к законодателю используется КС РФ.

    Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентируется гл. 21 КАС;

    2) право требовать признания незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия).

    Данный способ защиты может быть реализован в отношении решений, действий (бездействия):

    - органов государственной власти;

    - органов местного самоуправления;

    - иных органов или организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями;

    - публичных должностных лиц;

    - государственных или муниципальных служащих.

    Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентируется гл. 22 КАС;

    3) право требовать обязания административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

    Следует отметить, что данный способ защиты может использоваться как самостоятельно, так и совместно с правом требовать признания незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия).

    Более того, соответствующее дискреционное полномочие есть и у суда: в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд не только ограничивается подобной констатацией, но и указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;

    4) право требовать обязания административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий.

    Этот способ защиты является новым для административного судопроизводства. В то же время модель исполнения пассивных обязанностей известна доктрине гражданского права, обязанность воздержаться от определенного действия прямо упоминается законодателем применительно к содержанию гражданско-правового обязательства (п. 1 ст. 307 ГК).

    С точки зрения применимости данного способа защиты следует обратить внимание на следующее. Требование воздержаться от совершения определенных действий должно вытекать из правовых норм, устанавливающих для административного ответчика либо обязанность пассивного поведения, либо, напротив, обязанность совершить конкретные действия. Если административный ответчик в нарушение запрета совершает определенные действия (или имеется реальная угроза совершения таких действий) либо совершает действия иные, нежели предусмотрены правовой нормой, у административного истца появляется право требовать пресечения указанных действий. Таким образом, предъявление административного иска об обязании административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий должно быть вызвано противоправным поведением административного ответчика либо наличием угрозы совершения противоправного деяния;