Все документы

Статья 107 КАС РФ. Льготы по возмещению издержек, связанных с рассмотрением административного дела

От возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела, освобождаются:

1) административные истцы, административные ответчики, являющиеся инвалидами I и II групп;

2) общественные организации инвалидов, если они являются административными истцами и административными ответчиками, а также если они представляют в суде интересы своих членов;

3) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий и ветераны военной службы, являющиеся административными истцами и административными ответчиками;

4) малоимущие граждане, признанные таковыми в соответствии с законодательством о порядке учета среднедушевого дохода для признания граждан малоимущими, являющиеся административными истцами и административными ответчиками.

Комментарий к ст. 107 КАС РФ

  1. 1

    Существующие положения гл. 10 КАС предусматривают несколько случаев предоставления отдельным категориям лиц определенных льгот по несению судебных расходов. В одном случае льготы по уплате государственной пошлины предоставляются на основании положений ст. 104 КАС и соответствующей ст. 333.36 НК. Кроме того, в отношении граждан ч. 3 ст. 109 КАС предусматривает право суда на освобождение их от обязанности по внесению денежных сумм, подлежащих выплате свидетелям, экспертам и специалистам или предназначенных для оплаты других признанных судом необходимыми расходов.

    В свою очередь, положения комментируемой статьи предусматривают предоставление отдельным категориям граждан и организациям в силу закона льгот в части освобождения от возмещения судебных издержек.

    В этом смысле законодатель разделяет предоставление льгот по авансированию судебных издержек (ч. 3 ст. 109 КАС РФ), когда сторона (гражданин) может быть освобождена от их несения в стадии судебного разбирательства, в частности при подаче ходатайства о проведении судебной экспертизы, с одной стороны, и прямо устанавливает случаи освобождения сторон (отдельных категорий граждан и организаций) от возмещения издержек по итогам рассмотрения спора, с другой стороны. Следует отметить, что правовое регулирование КАС в этом вопросе отличается от существующего подхода, описанного в ГПК. Дело в том, что освобождение отдельных категорий граждан и организаций от возмещения всех судебных издержек напрямую ГПК не предусматривается, а выводится из взаимосвязи предоставления льготы по авансированию судебных издержек (например, оплата экспертизы) в процессе судебного разбирательства с освобождением стороны от возмещения таких издержек по итогам рассмотрения дела.

    В отношении перечня лиц, которым предоставляется льгота в возмещении судебных издержек, связанных с рассмотрением административного дела (отчасти схожего с перечнем п. 2 ст. 333.40 НК, касающегося освобождения от уплаты государственной пошлины), следует отметить, что данные категории субъектов пользуются льготой как в процессуальном статусе административного истца, так и в статусе ответчика.

    Перечисленным субъектам предоставляется освобождение от возмещения всех судебных издержек, связанных с рассмотрением административного дела, указанных в ст. 106 КАС. В случае удовлетворения административного искового заявления судебные издержки, а также государственная пошлина (в случае, если административный истец был освобожден от ее уплаты) подлежат взысканию в доход федерального бюджета с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов (ч. 1 ст. 114 КАС).